г. Иркутск |
|
22 апреля 2014 г. |
N А19-7368/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Парской Н.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Зелент Натальи Александровны (доверенность N 09 от 09.01.2014, паспорт), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Батышевой Татьяны Алексеевны (доверенность N 320/80 от 21.03.2014, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2013 года по делу N А19-7368/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В., апелляционный суд: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) (ОГРН 1037739877295, место нахождения: г. Москва) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Иркутское отделение ФСС РФ, фонд) (ОГРН 1023801012905, место нахождения: г. Иркутск) о признании недействительным решения от 12.04.2013 N 154 н/с и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутское отделение ФСС РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель полагает выводы судов о неправомерности отказа фонда в принятии к зачету расходов страхователя на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основанными на неполном исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, поскольку тому факту, что общество целевое использование произведенных расходов в рамках выездной проверки документально не подтвердило, оценка не дана.
По мнению фонда, судом первой инстанции неправомерно применены к обстоятельствам настоящего спора положения статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - Правила установления скидок и надбавок), а также обоими судами не применены положения Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 о порядке регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, подлежащие применению.
В отзыве на кассационную жалобу общество, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель фонда поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил обжалуемые судебные акты отменить, представитель ОАО "РЖД" полагал требования кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с приказом филиала N 15 Иркутского отделения ФСС РФ от 11.07.2012 N 234 "О финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников предприятия" Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выделено на финансирование предупредительных мер 89 040 рублей.
Согласно представленному 25.12.2012 отчету страхователя на выделенные денежные средства организован отдых и оздоровление в санатории-профилактории "Истоки" четверых работников Тулунской дистанции пути - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
По результатам документальной выездной проверки фондом принято решение от 12.04.2013 N 154 н/с, согласно которому к зачету не приняты расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенные в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) и пункта 12 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 10.02.2012 N 113 н, в размере 89 040 рублей, исходя из того, что застрахованные лица согласно записям в трудовых книжках на момент соответствующего отдыха и оздоровления состояли в трудовых отношениях с иным страхователем - Тулунской дистанцией пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД", полагая свои права и законные интересы нарушенными решением от 12.04.2013 N 154 н/с, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно определению, изложенному в статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Из пункта 1 статьи 5 названного закона следует, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
В силу статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц, в том числе по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Толкование приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, обособленное подразделение организации не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию, следовательно, ОАО "РЖД" в соответствии со статьёй 20 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ является работодателем и страхователем в отношении всех лиц, вступивших с ним в трудовые отношения на основании трудового договора и осуществляющих деятельность, в том числе в его обособленных подразделениях.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что граждане, санаторно-курортное лечение которых оплачено в порядке финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (Болохин А.В., Горбатенко Н.А., Мозольев Д.В., Васильева В.В.), являются работниками ОАО "РЖД", трудовые договоры с ними не расторгались и не перезаключались, характер их трудовой деятельности не изменялся и связан с наличием вредных и опасных производственных факторов, факт нахождения на санаторно-курортном лечении указанных работников подтвержден материалами дела и, как следует, в том числе из оспариваемого решения, фондом не оспаривается. При этом в соответствии с приказом ОАО "РЖД" N 36 от 02.05.2012 Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" является правопреемником Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в части вопросов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прав на использование средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, юридических обязательств перед лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с входящими в ее состав структурными подразделениями упразднена.
С учетом изложенных обстоятельств и при использовании страхователем средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством у судов отсутствовали основания для признания правомерным отказа фонда в принятии к зачету спорных расходов общества, поскольку при наличии всех необходимых и достаточных условий для получения гражданами страхового обеспечения внутренние структурные преобразования (при наличии правопреемства структурных подразделений) ОАО "РЖД" к смене страхователя не привели и, как следствие, основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов не являются.
При установлении судами всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, согласно предмету и основаниям заявленных требований в соответствии с подлежащими применению нормами материального права доводы заявителя кассационной жалобы о неподтвержденности страхователем факта целевого использования произведенных расходов подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций на основании всестороннего и полного исследования доказательств, что не входит в пределы полномочий арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о применении к обстоятельствам настоящего дела положений статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правил установления скидок и надбавок, как обоснованно указал апелляционный суд, не привели к принятию неправильного решения по существу спора, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Положения Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 о порядке регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений к обстоятельствам настоящего спора применению не подлежат, поскольку факты соблюдения либо нарушения страхователем установленных ими требований правового значения для правильного рассмотрения дела не имеют, в силу чего соответствующие доводы Иркутского отделения ФСС РФ несостоятельны.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2013 года по делу N А19-7368/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.