г. Иркутск |
|
5 мая 2014 г. |
N А19-11016/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Волошиной Веры Петровны (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 октября 2013 года по делу N А19-11016/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1023802718752, г. Байкальск Иркутской области) (далее - ОАО "БЦБК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2013 N 191-гэ Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области (ОГРН 1073808001134, г. Иркутск) (далее - Служба, административный орган) о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 октября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 6, 11, 12, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о недоказанности Службой наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, ввиду недоказанности факта пользования недрами, указывая на то, что объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пользование недрами с нарушением условий лицензии; для привлечения к ответственности достаточно факта пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией; доказательства, исключающие наличие у общества возможности соблюдения правил, нарушение которых вменяется ОАО "БЦБК", отсутствуют; суды не учли, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении обществом своих обязанностей, предусмотренных формальными требованиями пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, что посягает на установленный порядок в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), общество своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Службы в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "БЦБК" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1023802718752, имеет лицензию от 28.12.2011 серии ИРсл N 00005 ТЭ на разведку и добычу песчано-гравийных пород на участке недр месторождения "Солзан" на территории муниципального образования Слюдянский район, сроком действия до 01.10.2015 (зарегистрирована в установленном порядке 26.01.2012).
В соответствии ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, утвержденным распоряжением руководителя Службы от 25.12.2012 N 457 ср-од, на основании распоряжения от 20.05.2013 N 191 ср-од(пр) в отношении ОАО "БЦБК" Службой проведена плановая документарная и выездная проверка соответствия деятельности общества обязательным требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также при геологическом изучении и добыче полезного ископаемого по лицензии на право пользования недрами ИРсл 00005 ТЭ для разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке недр "Солзан".
В ходе проверки административным органом установлено, что работы на участке недр не ведутся. Следы работы автотракторной техники отсутствуют. Межевые знаки, обозначающие угловые точки участка, не установлены. Выявлены следующие нарушения статьи 11, пунктов 5, 10 части 2 статьи 22, части 4 статьи 23, статей 23.2, 29 Закона о недрах:
- пункт 5.1. Соглашения об условиях недропользования на участке недр "Солзан" для разведки и добычи песчано-гравийных пород, расположенном в Слюдянском районе Иркутской области (далее - Соглашение): недропользователь обязуется подготовить, согласовать и утвердить в установленном законодательством порядке проект проведения работ по разведке запасов на участке недр не позднее трех месяцев со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр - не выполнен, проект проведения работ по разведке запасов на 27.04.2012 и по настоящее время отсутствует;
- пункт 5.2. Соглашения: недропользователь обязуется начать работы по разведке на участке недр не позднее шести месяцев со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр - не выполнен, работы по разведке запасов на участке недр на 27.07.2012 и по настоящее время не начаты;
- пункт 5.3. Соглашения: недропользователь обязуется завершить работы по разведке запасов на участке недр и представить на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых документы и материалы в соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за её проведение, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69, не позднее двенадцати месяцев со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр - не выполнен, документы и материалы по разведке запасов на государственную экспертизу запасов на 27.01.2013 г. и по настоящее время не представлены;
- пункт 5.4. Соглашения: недропользователь обязуется подготовить и согласовать в установленном законодательством порядке технический проект разработки участка недр не позднее пятнадцати месяцев со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр - не выполнен, технический проект разработки участка недр на 27.04.2013 и по настоящее время отсутствует;
- пункт 5.5. Соглашения: после согласования технического проекта разработки участка недр уточнить границы горного отвода, оформив горноотводный акт в установленном законодательством порядке. Закрепить межевыми знаками угловые точки лицензионной площади, горного отвода до начала добычных работ - не выполнен, отсутствует горноотводный акт, удостоверяющий уточнённые границы горного отвода, межевые знаки, обозначающие угловые точки участка, не установлены;
- пункт 8.4.1. Соглашения: недропользователь обязуется представлять в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области информацию о выполнении основных условий освоения участка недр, оговоренных пунктах 5.1.-5.7. - не выполнен, информация в министерство не предоставляется;
- пункт 8.4.2. Соглашения: недропользователь обязуется представлять в территориальный геологический фонд Иркутской области и министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области безвозмездно ежегодный отчёт, включающий данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании при первичной переработке, данные о вскрышных породах и отходах производства по форме, утверждённой в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых (форма 5-гр), статистическую отчётность по форме 2-ЛС - не выполнен, отсутствуют сведения о состоянии и изменении запасов по форме 5-гр, 2-ЛС, с отметкой территориального геологического фонда.
Результаты проверки зафиксированы актом проверки от 01.07.2013 N 191-гэ.
По факту нарушения обществом статьи 11, пунктов 5, 10 части 2 статьи 22, части 4 статьи 23, статей 23.2, 29 Закона о недрах Службой 02.07.2013 составлен протокол N 191-гэ об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Службы от 05.07.2013 N 191-гэ общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности административным органом наличия в действиях общества противоправных действий, установленных частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество не приступило к пользованию недрами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из буквального толкования приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно указали, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно только при условии фактического пользования недрами. В данном случае судами на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств установлено и административным органом не оспаривается, что общество, получив лицензию от 28.12.2011 серии ИРсл N 00005 ТЭ на разведку и добычу песчано-гравийных пород на участке недр месторождения "Солзан" на территории муниципального образования Слюдянский район, сроком действия до 01.10.2015 и заключив Соглашение об условиях недропользования, вообще не приступило к пользованию недрами.
Таким образом, учитывая, что общество не приступило к пользованию недрами, оно не могло ими пользоваться с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, поэтому суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Службы правовых оснований для привлечения ОАО "БЦБК" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названный вывод, проверены, однако не могут быть учтены, как основанные на ошибочном толковании приведённых норм материального права и не соответствующие установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 октября 2013 года по делу N А19-11016/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.