г. Иркутск |
|
11 июня 2014 г. |
N А19-14796/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Онохова Сергея Николаевича (доверенность N 126 от 27.03.2014, удостоверение), негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Чуба Андрея Васильевича (доверенность N 7 от 07.02.2014, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2014 года по делу N А19-14796/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосов В.И., апелляционный суд: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Иркутск-Пассажирский открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - учреждение, больница) (ОГРН 1043801757834, место нахождения: г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене решения государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Иркутское отделение ФСС РФ, фонд) (ОГРН 1023801012905, место нахождения: г. Иркутск) от 03.09.2013 N 3361 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 36 921 рубля 35 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутское отделение ФСС РФ обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о неправомерности отказа фонда в возмещении расходов страхователя по оплате выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, ссылаясь на предоставление справок об инвалидности ребенка, выданных органами социальной защиты населения в 2012 году, при фактической выплате пособия в 2013 году, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" является основанием для непринятия к зачету соответствующих расходов страхователя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель фонда поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, полагал выводы судов необоснованными, в связи с чем просил обжалуемые судебные акты отменить, представитель учреждения, ссылаясь на правомерность выводов судов, считал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, филиалом N 1 Иркутского отделения ФСС РФ проведена камеральная проверка учреждения на предмет правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой принято решение от 03.09.2013 N 3361.
Согласно данному решению больнице отказано в выделении средств на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения в сумме 36 921 рубля 35 копеек на том основании, что в 2013 году оплата четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производилась страхователем в отсутствие справок из органов социальной защиты населения за проверяемый период.
Учреждение, полагая свои права и законные интересы нарушенными решением фонда от 03.09.2013 N 3361, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 6 Разъяснения о порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, утвержденного совместным Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Такая справка представляется из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка-инвалида ежегодно.
Из приведенных правовых норм следует, что указанная справка в целях предоставления и оплаты работнику дополнительных выходных дней в соответствующем периоде должна подтверждать наличие в этом же периоде двух обстоятельств: во-первых, инвалидности ребенка, а, во-вторых, тот факт, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган.
Из части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Арбитражный суд в силу частей 1, 2, 4, 5, 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Оценив в соответствии с вышеприведенными требованиями процессуального законодательства представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, арбитражные суды установили, что страхователем в обоснование произведенных расходов по оплате работникам дополнительных выходных дней за период с 01.04.2013 по 30.06.2013 представлены справки Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, согласно сведениям которых установлена инвалидность следующих детей работников: Фирсовой П.В. - до 01.12.2013, Ваврищук М.В. - до 01.12.2013, Лобовой Е.А. - до 08.11.2018, данные лица в специализированных детских учреждениях на полном государственном обеспечении не содержатся.
При указанных обстоятельствах суды пришли к законным и обоснованным о документальном подтверждении права на предоставление работникам больницы законодательно гарантированной помощи и правомерности расходов последней по оплате дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в связи с чем отказ фонда в возмещении соответствующих расходов противоречит требованиям действующего законодательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, оспаривающие данные выводы судов, основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм материального права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2014 года по делу N А19-14796/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.