г. Иркутск |
|
8 октября 2014 г. |
N А19-1942/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Шелега Д.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - Лаба Анастасии Васильевны (доверенность от 13.01.2014); администрации Марковского муниципального образования - Речкаловой Ларисы Геннадьевны (доверенность от 11.09.2014); Думы Марковского муниципального образования - Шалган Любови Юрьевны (доверенность от 23.06.2014); прокурора Иркутской области - Крюковой Ирины Эдуардовны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2014 года по делу N А19-1942/2014 (суд первой инстанции: Ананьина Г.В., Алдатов Б.К., Седых Н.Д.),
установил:
Российская Федерация в лице уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (г. Иркутск; далее - Управление) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации Марковского муниципального образования (р.п. Маркова Иркутского района; далее - администрация) о признании недействующим решения Думы Марковского муниципального образования (р.п. Маркова Иркутского района; ОГРН 1053827058878; далее - Дума) от 27.04.2012 N 52-294/Дгп "Об утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области" как несоответствующего статьям 8, 9, 18, 20 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Иркутской области (далее - прокурор).
Определением Арбитражного суда Иркутской области Дума привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства лесного хозяйства Иркутской области (г. Иркутск; далее - Агентство).
Решением от 2 июля 2014 года Арбитражный суд Иркутской области признал оспариваемое решение Думы соответствующим закону и отказал в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебный акт, поскольку считает решение суда необоснованным, выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу и в дополнении к отзыву Дума, администрация и прокурор просят отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт - оставить без изменения.
В судебном заседании представители Управления, Думы, администрации и прокурора подтвердили доводы кассационной жалобы и отзывов на нее.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 1 по 8 октября 2014 года до 12 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании приняли участие те же представители.
Агентство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, решением Думы от 27.04.2012 N 52-294/Дгп (опубликовано в газете "Жизнь Маркова" N 1 в мае 2012 года и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте администрации) утвержден генеральный план Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области (далее - генеральный план).
В соответствии с генеральным планом в состав территории поселения входят земли населенных пунктов - деревня Новогрудинина, поселок Падь Мельничная, рабочий поселок Маркова.
В границы населенных пунктов включены земли лесного фонда общей площадью 998 га, расположенные в защитных лесах, из них часть площади отнесена к лесам зеленой зоны: квартал 74 (часть выдела 5-10, 12), квартал 87 (выдел 1, 2, 3, 6, 7, 8, 13, 15, 32, 34, 35); квартал 23 (часть выдел 13, выдел 15), квартал 40 (выдел 23, 24, 25, часть выдела 6, 18, 19, 21, 22), квартал 41 (часть выдела 2, 9, 10, 11) д. Новогрудинина, поселок Падь Мельничная; квартал 1 (часть выдела 7, 10, 11, 13, 14, 15), квартал 4 (часть выдела 7, 8, 9, 14, выдел 11, 12), квартал 4 (выдел 10), квартал 4 (часть выдела 29), квартал 5 (выдел 1, 3-29), квартал 6 (выдел 1-16), квартал 7 (выдел 9, 10, 11), квартал 8 (выдел 1-22), квартал 9 (выдел 3-16), квартал 10 (выдел 1-38), квартал 16 (выдел 1, 7, 8, 14, 17, 19, 21, 22, 30, 34-40, часть выдела 2-5, 13), квартал 17 (выдел 22, 23), квартал 18 (выдел 1-28), квартал 19 (выдел 1-19), квартал 20 (выдел 1-7, 19, часть выдела 8, 11, 15) квартал 21 (выдел 1-7), квартал 24 (выдел 1, часть выдела 2, 4), квартал 1 (выделы 1-38) городское поселения Маркова - Иркутского территориального лесничества.
Сведения о границах указанных населенных пунктов внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что решение Думы принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений, а указанное в протоколе согласительного совещания по урегулированию разногласий по проекту Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области условие не выполнено и изменение границ зеленной зоны Иркутского лесничества не произведено, Управление оспорило указанное решение в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое решение соответствует законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку принято в пределах установленной компетенции по результатам публичных слушаний с соблюдением процедуры согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов.
Указанный вывод суда является правильным по следующим основаниям.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс) и опубликованным в установленном законом порядке, вследствие чего арбитражный суд обоснованно рассмотрел дело в соответствии с положениями главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с учетом положений статьи 29 Кодекса и статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4).
Правильно применяя данные нормы процессуального права, арбитражный суд правомерно осуществил проверку соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, к которым на основании пункта 2 части 1 статьи 18 указанного Кодекса отнесены генеральные планы поселений.
Согласно пунктам 1 - 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карта функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Вывод суда о наличии у Думы полномочий по утверждению генерального плана поселения соответствует указанной норме.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
На основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса, согласно которой утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Из пункта 3 указанной нормы следует, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно статье 8 Земельного кодекса перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), определено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 2 части 1 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Правильно применяя приведенные нормы права, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2); порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Частью 3 статьи 24 Градостроительного кодекса определено, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (части 8 и 11 статьи 24 Градостроительного кодекса).
Частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Судом установлено, что на момент подготовки проекта генерального плана действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 (далее - Положение N 178), которым определен порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, а также состав и порядок деятельности согласительных комиссий при согласовании этих документов.
Согласно пункту 5 Положения N 178 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2) заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, - в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, подписывается руководителем этого органа (его заместителем, уполномоченным на подписание заключений) и направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства. Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов (пункты 7, 8, 10 Положения N 178).
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 Положения N 178 при поступлении в уполномоченный орган в сфере градостроительства хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования уполномоченный орган в сфере градостроительства проводит согласительное совещание с представителями уполномоченных отраслевых органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования и готовит сводное заключение с учетом выработанного на согласительном совещании решения.
В случае если замечание, высказанное уполномоченным отраслевым органом, не было урегулировано на согласительном совещании, уполномоченный орган в сфере градостроительства готовит сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования (пункт 12 Положения N 178).
Арбитражным судом установлено, что проект генерального плана, содержащий предложения по включению земель лесного фонда Иркутского лесничества в границы населенных пунктов поселения, был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства при условии внесения изменений в лесохозяйственный регламент Иркутского лесничества в части исключения лесов, расположенных на испрашиваемых земельных участках, из состава зеленых зон (пункт 3 согласительного совещания по урегулированию разногласий по проекту Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области от 04.04.2012).
Содержание пункта 3 согласительного совещания свидетельствует о воле уполномоченного федерального органа на исключение лесов, расположенных на испрашиваемых земельных участках, из состава лесов с их включением в границы населенных пунктов поселения.
Мирегионом России дано сводное заключение о согласовании проекта генерального плана (письмо от 07.04.2012), которым согласовано утверждение генерального плана и указано администрации на необходимость внести соответствующие предложения в Правительство Иркутской области.
До принятия оспариваемого решения соблюдены требования статьи 28 Градостроительного кодекса о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана.
Администрацией исполнены рекомендации, указанные в сводном заключении.
При таких обстоятельствах суд обоснованно установил, что решение об утверждении генерального плана фактически является переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов, принято с предусмотренным действующим законодательством согласованием о включении в земли населенных пунктов поселения лесных участков с проведением публичных слушаний.
В этой связи вывод суда о соответствии оспариваемого решения вышеприведенным нормам права является правильным, а доводы кассационной жалобы - подлежащими отклонению как не основанные на установленных обстоятельствах дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2014 года по делу N А19-1942/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.