г. Иркутск |
|
14 октября 2014 г. |
N А33-20282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Кореневой Т.И., Палащенко И.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 февраля 2014 года по делу N А33-20282/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Данекина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Белан Н.Н., Магда О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РемСтанСервис" (ИНН 2460210762, ОГРН 1082468045120,далее - ООО "РемСтанСервис") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к агентству лесной отрасли Красноярского края о взыскании за счет казны денежных средств в размере 10 394 032 рублей 20 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2014 года ответчик заменен на правопреемника - Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915).
К участию в деле на стороне ответчика привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - автономное учреждение "Красноярское управление лесами".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 февраля 2014 года взыскано с Красноярского края в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу ООО "РемСтанСервис" 10 394 032 рубля 20 копеек.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды нарушили пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 2, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) в силу которых собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения; требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2011 года по делу N А33-7736/2011 с Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" в пользу ООО "РемСтанСервис" взыскано 10 319 435 рублей по договору субподряда от 15.07.2010 N 09-суб, 74 597 рублей 20 копеек - расходов по уплате госпошлины. В рамках указанного договора истец выполнял работы по лесоочистке спецучастков ложа водохранилища Богучанской ГЭС с отметкой НПУ 208 м.
Во исполнение указанного решения Арбитражным судом Красноярского края 13.10.2011 выдан исполнительный лист N 004286017.
В соответствии с распоряжением правительства Красноярского края от 17.07.2012 N 583-р в отношении Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" введена процедура ликвидации.
Истец обратился к ликвидационной комиссии автономного учреждения с требованием для включения в промежуточный ликвидационный баланс, данные требования получены ликвидатором, 10.12.2012 председатель ликвидационной комиссии должника уведомлением (исх. N 02-789) сообщил обществу о включении его требований в четвертую очередь.
01.11.2011 решением наблюдательного совета должника утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с данными которого сумма активов должника составляет 118 280 661 рубль 15 копеек, а сумма кредиторской задолженности - 1 017 469 337 рублей 28 копеек. В материалы дела представлен баланс на 01.01.2014, согласно которому сумма активов составила 111 173 493 рубля 01 копейка, сумма кредиторской задолженности - 613 006 055 рублей 62 копейки.
Истец, ссылаясь на отсутствие у должника, ликвидируемого по решению ответчика, имущества, достаточного для удовлетворения требований кредитора, обратился в арбитражный суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого автономного учреждения и взыскании с публичного образования - Красноярского края за счет его казны 10 394 032 рубля 20 копеек.
Арбитражными судами установлено, что агентство лесной отрасли Красноярского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края с полным правопреемством (лист Единого государственного реестра юридических лиц от 10.01.2014).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны, подписав договор, выразили свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, в том числе и порядка оплаты.
Основанием для обращения ООО "РемСтанСервис" в суд с иском о взыскании с Красноярского края за счет казны последнего послужил факт недостаточности имущества у Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами", в отношении которого принято решение о ликвидации, и собственником которого является Красноярский край.
Размер задолженности автономного учреждения перед обществом подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7736/2011 от 17.08.2011.
Факт недостаточности для расчетов с кредиторами четвертой очереди имущества у ликвидируемого автономного учреждения подтвержден имеющимся в материалах дела промежуточным ликвидационным балансом должника, который утвержден решением наблюдательного совета учреждения от 01.11.2012 N 7.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии совокупности всех фактических обстоятельств и правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения на собственника его имущества - субъект Российской Федерации Красноярский край в лице министерства.
Доводы жалобы, касающиеся невозможности привлечения собственника имущества автономного учреждения, нельзя признать состоятельными, поскольку Краевое государственное автономное учреждение "Красноярское управление лесами" создано Красноярским краем для осуществления возложенных на него публичных полномочий, однако при этом ответственность учреждения по его собственным обязательствам ограничена стоимостью закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества за вычетом недвижимого и особо ценного движимого имущества, у субъекта Российской Федерации возникает обязанность удовлетворить требование кредитора, для исполнения которого у ликвидируемого по решению Правительства Красноярского края учреждения оказалось недостаточно денежных средств.
Обратное свидетельствовало бы о необоснованном уклонении субъекта Российской Федерации от несения ответственности за результаты деятельности ликвидируемого по его решению учреждения, которому передана часть предусмотренных законодательством публичных обязанностей.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 28 февраля 2014 года и постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, поэтому в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 февраля 2014 года по делу N А33-20282/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.П. Васина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.