г. Иркутск |
|
16 октября 2014 г. |
N А10-315/2014 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Бандурова Д.Н., Бурковой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "Байкал - Нордик" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 апреля 2014 года по делу N А10-315/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Марактаева И.Г.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, далее - истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" (ОГРН 1070326002174, далее - ответчик, общество) о расторжении договора аренды N 8-09 от 26.03.2009, понуждении передать лесной участок по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не представлены доказательства соблюдения досудебного порядка расторжения договора. Суды неправильно применили пункт 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право требовать расторжение договора аренды возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения. Кроме того, по мнению общества, исковое заявление подано в суд истцом до наступления срока, с которого будет иметь место нарушение сроков реализации инвестиционного проекта, что также доказывает отсутствие оснований для досрочного расторжения договора аренды.
В отзыве на кассационную жалобу агентство считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 26.03.2009 между Республиканским агентством лесного хозяйства (арендодатель) и ООО "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" (арендатор) был подписан договор N 8-09 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины.
Согласно условиям договора, в соответствии со статьей 22, части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", Протоколом комиссии по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду для заготовки древесины без проведения аукциона для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов N 3 от 16.02.2009, на основании распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства N 24-рл от 02.03.2009 арендодатель (истец) обязался передал арендатору (ответчику), а тот обязался принять во временное (на 49 лет с даты государственной регистрации договора) пользо-вание за плату (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности (пункты 1.1, 7.1 договора).
В договоре стороны согласовали характеристики лесного участка: общая площадь 4 410 га, местоположение: Республика Бурятия, МО "Хоринский район", Хоринское лесничество, Онинское участковое лесничество, кварталы 15, 25, 34, 46, 53, 67; номер учетной записи в Государственном лесном реестре 35-2009-02 (пункт 1.2).
Схема расположения передаваемого в аренду лесного участка, его характеристика указаны в приложениях N 1, 2 к договору.
Договор аренды получил государственную регистрацию в установленном законом порядке.
По акту приема-передачи от 14.05.2009 лесной участок передан арендодателем арендатору.
Дополнительным соглашением от 17.01.2011 N 1 стороны включили в договор пункт 3.4.31, согласно которому арендатор обязан реализовать инвестиционный проект в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия", утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" в срок, указанный в пункте 1.5 договора и разделом V Поэтапный план реализации инвестиционного проекта Концепции инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
В разделе V инвестиционного проекта Общество указало сроки реализации от-дельных этапов инвестиционного проекта: транспортировка лесоперерабатывающего оборудования - 3 и 4 квартал 2008 года; приобретение оборудования и транспорта на лесозаготовку - 3 и 4 кварталы 2008 года; монтаж и сборка лесоперерабатывающего за-вода, строительно-монтажные работы пол заводу - 4 квартал 2008 года - 3 квартал 2010 года; комплексная переработка древесины - 2 квартал 2009 года - 4 квартал 2013 года.
По данным отчетов общества о ходе реализации инвестиционного проекта, со-ставленным во исполнение обязательства, предусмотренного пунктом 17 Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419) графа отчетов "Выполнение календарного плана, нарастающим итогом с начала реализации проекта (%)" не содержит сведений о выполнении запланированных мероприятий по реализации проекта.
Истец при обращении в Арбитражный суд Республики Бурятия сослался на то, что ответчиком нарушены сроки реализации приоритетного инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что ответчиком нарушены обязательства по договору аренды. Проект ответчика исключен из перечня приоритетных проектов в области освоения лесов.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что пунктом 6.3.2 договора аренды N 8-09 от 26.03.2009 предусмотрено, что договор аренды лесного участка подлежит расторжению судом по требованию арендодателя в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Пунктами 3.4.31 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1) арендатор обязался реализовать инвестиционный проект в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия", утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" в срок, указанный в пункте 1.5 настоящего договора и разделом V Поэтапный план реализации инвестиционного проекта Концепции инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия"; выполнять обязательства по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия было выдано ответчику предписание N 2 от 11.07.2013 о необходимости устранения нарушений, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
Ответчику было предложено принять меры по устранению выявленных нарушений и представить отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания в срок до 01.09.2013.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1641 от 14.10.2013 инвестиционный проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
13.11.2013 издан приказ Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия N 107 о расторжении договоров аренды лесных участков, заключенных между истцом с ответчиком в рамках реализации инвестиционного проекта ответчика.
Истцом ответчику направлено предложение о расторжении договора аренды N 8-09 от 26.03.2009, которое получено ответчиком 16.12.2013.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных договором.
На основании изложенного, суды в связи с нарушением ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия", правомерно удовлетворили требования истца.
Довод кассационной жалобы относительно того, что истцом не представлены доказательства соблюдения досудебного порядка расторжения договора являлся предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанции и обоснованно отклонен с приведением мотивов их отклонения. Оснований для иных выводов Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает.
Ссылка общества на неправильное исчисление судом срока реализации инвестиционного проекта не принимается судом кассационной инстанции, поскольку раздел "Поэтапный плане реализации инвестиционного проекта" (раздел V Концепции инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия", утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5) устанавливает конкретные сроки реализации инвестиционного проекта, которые ответчиком не были соблюдены.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 апреля 2014 года по делу N А10-315/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.