г. Иркутск |
|
15 октября 2014 г. |
N А19-16626/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Бурковой О.Н., Васиной Т.П.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Иркутское ремонтно-техническое предприятие" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года по делу N А19-16626/2013 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Рылов Д.Н., Басаев Д.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Иркутское ремонтно-техническое предприятие" (ОГРН 1033802454223, далее - истец, общество, ЗАО "Иркутское ремонтно-техническое предприятие") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области (ОГРН 1027700485757, далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 38:06:100105:890 площадью - 18545 кв.м равной его рыночной стоимости 2 974 800 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:891 площадью - 4371 кв.м равной рыночной стоимости 701 200 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:892 площадью - 3345 кв.м, равной рыночной стоимости 536 600 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:893 площадью - 920 кв.м, равной рыночной стоимости 147 600 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:894 площадью - 14321 кв.м равной рыночной стоимости 2 297 200 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:896 площадью - 892 кв.м, равной рыночной стоимости 143 100 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:897 площадью - 1872 кв.м, равной рыночной стоимости 300 300 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:898 площадью - 436 кв.м, равной рыночной стоимости 69 900 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:899 площадью-723 кв.м, равной рыночной стоимости 116 000 рублей, с кадастровым номером 38:06:100105:900 площадью - 7419 кв.м равной рыночной стоимости 1 190 100 рублей и обязать орган кадастрового учета изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость, перечисленных в пункте 1 просительной части настоящего заявления земельных участков, на их рыночную стоимость.
В обоснование исковых требований обществом представлен Отчет ООО "Русская провинция" от 17.12.2013 N 664/13 об определении рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с.Хомутово, ул. Мичурина, 13, проведенный на дату 01.01.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Иркутского районного муниципального образования, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, администрации Хомутовского муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2014 года исковые требования общества удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции не исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости и достоверности, признал доказательства ненадлежащими.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, администрация считают доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Государственным актом на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 7506-00883, выданным администрацией Иркутского района, Иркутскому ремонтно-техническому предприятию предоставлено 7,49 га земель для производственной базы. Государственное Иркутское ремонтно-техническое предприятие впоследствии приватизировано.
Постановлением от 26.07.2012 N 3574 администрации Иркутского районного муниципального образования право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 52844 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенным по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, 13, ОАО "Иркутское ремонтно-техническое предприятие" прекращено. Государственный акт N7506-00883 утратил силу в указанной площади.
ОАО "Иркутское ремонтно-техническое предприятие" предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:100105:890, 38:06:100105:891, 38:06:100105:892, 38:06:100105:893, 38:06:100105:894, 38:06:100105:896, 38:06:100105:897, 38:06:100105:898, 38:06:100105:899, 38:06:100105:900.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:100105:891, 38:06:100105:893, 38:06:100105:896, 38:06:100105:897, 38:06:100105:898 истцом заключены договоры купли-продажи, свидетельства о государственной регистрации права собственности представлены в материалы дела.
Сведения о ранее учтенном многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 38:06:100105:32, расположенным по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, 13, внесены в государственный кадастр недвижимости 12.03.2004 на основании Инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участка, утвержденных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутскому району 10.03.2004.
В последующем, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:100105:32 было образовано одиннадцать земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:100105:890, 38:06:100105:891, 38:06:100105:892, 38:06:100105:893, 38:06:100105:894, 38:06:100105:895, 38:06:100105:896, 38:06:100105:897, 38:06:100105:898, 38:06:100105:899, 38:06:100105:900.
Земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:100105:890, 38:06:100105:891, 38:06:100105:892, 38:06:100105:893, 38:06:100105:894, 38:06:100105:896, 38:06:100105:897, 38:06:100105:898, 38:06:100105:899, 38:06:100105:900 поставлены на государственный кадастровый учет 28.06.2012, с разрешенным видом использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок".
Земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:100105:890, 38:06:100105:892, 38:06:100105:894, 38:06:100105:899, 38:06:100105:900 имеют временный статус, и сведения о правах на указанные земельные участки в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
15.11.2013 Правительством Иркутской области утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года N 517-пп (официально опубликованы в газете "Областная" 22.11.2013 и вступило в законную силу с 03.12.2013).
Согласно приложению 3 вышеуказанного постановления земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:100105:890, 38:06:100105:891, 38:06:100105:892, 38:06:100105:893, 38:06:100105:894, 38:06:100105:896, 38:06:100105:897, 38:06:100105:898, 38:06:100105:899, 38:06:100105:900 отнесены к 9 группе вида разрешенного использования и утвержден удельный Показатель кадастровой стоимости в размере 8 894, 82 рубля/кв. Кадастровая стоимость определена путем умножения утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
В государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 38:06:100105:890- 164954436, 90 рублей (8894, 82 * 18545); 38:06:100105:891 - 38879258,22 рубля (8894, 82 * 4371); 38:06:100105:892 - 29753172, 90 рублей (8894, 82 * 3345); 38:06:100105:893 - 8183234, 4 рубля (8894, 82 * 920); 38:06:100105:894 - 127382717, 22 рубля (8894, 82 * 14321); 38:06:100105:896 - 7934179, 44 рубля (8894, 82 * 892); 38:06:100105:897 - 16651103, 04 рубля (8894, 82 * 1872); 38:06:100105:898 - 3878141, 52 рубля (8894, 82 * 436); 38:06:100105:899 - 6430954, 86 рублей (8894. 82 * 723); 38:06:100105:900-65990669, 58 рублей (8894, 82 * 7419).
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является базой для исчисления земельного налога (относительно выкупленных земельных участков), и влияет на выкупную цену участков (относительно предоставленных участков, по которым договоры купли-продажи не заключены), для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки земельных участков истцом был заключен договор с ООО "Русская провинция" на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с отчетом ООО "Русская провинция" от 17.12.2013 N 664/13, рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2012, с учетом допустимого округления, составляет 8 476 800 рублей, в том числе земельного участка с кадастровым номером 38:06:100105:890 - 2 974 800 рублей, 38:06:100105:891 - 701 200 рублей, 38:06:100105:892 - 536 600 рублей, 38:06:100105:893 - 147 600 рублей, 38:06:100105:894 - 2 297 200 рублей, 38:06:100105:896 - 143 100 рублей, 38:06:100105:897 - 300 300 рублей, 38:06:100105:898 - 69 900 рублей, 38:06:100105:899 - 116 000 рублей, 38:06:100105:900 - 1 190 100 рублей.
Истец, обращаясь в Арбитражный суд Иркутской области, ссылается на значительное превышение кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков, что нарушает его права и законные интересы, защита которых возможна путем установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из несоответствия внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости и наличие правовых оснований для определения кадастровой стоимости спорных земельных на основании отчета ООО "Русская провинция" от 17.12.2013 N 664/13.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что истцом не представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельных участков.
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как арендатор и плательщик арендных платежей, для определения размера которых используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет ООО "Русская провинция" N 664/13 от 17.12.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчёт об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Между тем, истцом, в нарушение названных норм права не представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельных участков.
Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, представленный отчет оценщика при отсутствии названного экспертного заключения не может считаться достаточным доказательством установления рыночной стоимости земельных участков.
Судом апелляционной инстанции установлено наличие разногласий у сторон относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка и предложено истцу, для подтверждения соответствия представленного суду отчета законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, провести судебную экспертизу в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом ходатайства о проведении судебной экспертизы или согласия на ее проведение не представлено.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные истцом доказательства, учтя отказ истца от назначения экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков предложенной судом апелляционной инстанции, обоснованно признал их ненадлежащими и отказал в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года по делу N А19-16626/2013 Арбитражного суда Иркутской области основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года по делу N А19-16626/2013 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.