г. Иркутск |
|
20 октября 2014 г. |
N А19-1130/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации Якимовой Ирины Ивановны (доверенность от 22.12.2013 N 429), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Арсентьевой Оксаны Викторовны (доверенность от 07.10.2014 N 104),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2014 года по делу N А19-1130/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сураева О.П., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Сидоренко В.А., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, г. Иркутск) (далее - ОАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа от 09.10.2013 N 03/033/20130692 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, г. Иркутск) (далее - Управление Росреестра по Иркутской области, регистрирующий орган) в государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - Теплая стоянка на 5 автомашин, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Падун, ул. 25-летия Братскгэсстроя, д. 33Б, стр. 2 и об обязании Управление Росреестра по Иркутской области зарегистрировать право собственности общества на объект недвижимого имущества - Теплая стоянка на 5 автомашин, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Падун, ул. 25-летия Братскгэсстроя, д. 33Б, стр. 2.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 17-20, 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом соблюдены все условия для государственной регистрации объекта недвижимости, являющегося объектом вспомогательного использования, в упрощенном порядке в соответствии со статьей 25.3 Закона о государственной регистрации (здание Теплой стоянки расположено на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке и предназначено для обслуживания основного объекта электрокотельной "Пурсей", для размещения транспорта, доставляющего груз (топливо) для потребителей электрокотельной); для регистрации права собственности необходимо представить декларацию об объекте недвижимого имущества, правоустанавливающий документ на земельный участок, которые были представлены обществом в Управление Росреестра по Иркутской области; действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять иные документы; полагает, что определять статус объекта как объекта вспомогательного использования вправе только сам правообладатель; суды не учли, что ответы уполномоченных органов на межведомственные запросы не содержат информацию, свидетельствующую о том, что объект недвижимого имущества не является объектом вспомогательного использования, поэтому регистрирующий орган должен был настаивать на предоставлении необходимой информации, например, по результатам выезда представителей этих органов на место расположения спорного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, не основанными на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители ОАО "Иркутскэнерго" и Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертого арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в Братский отдел Управления Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - Теплая стоянка на 5 автомашин, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Падун, ул. 25-летия Братскгэсстроя, д. 33Б, стр. 2. На государственную регистрацию обществом были представлены: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.06.2013 N 38-38-03/033/2013-692; доверенность от 30.07.2012 N 369; декларация об объекте недвижимого имущества от 13.05.2013; платежное поручение от 14.03.2013 N 9860.
01.07.2013 и 10.09.2013 государственная регистрация приостанавливалась в соответствии с пунктами 3, 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации, соответственно.
Письмом от 09.10.2013 N 03/033/20130692 Управление Росреестра по Иркутской области отказало обществу в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации. В качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества регистрирующий орган указал на отсутствие документа, подтверждающего отнесение здания теплой стоянки к объектам вспомогательного использования, либо решения суда о признании права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
ОАО "Иркутскэнерго", полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации на объект недвижимого имущества не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку у регистрирующего органа не имелось достаточных оснований для отнесения объекта недвижимого имущества, заявленного на государственную регистрацию, к объектам вспомогательного назначения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации прав перечислен в статье 20 Закона о регистрации, согласно пункту 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно статье 25.3 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в установленном порядке (пункт 1). Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3).
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдачи разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Суды правильно отметили, что действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования, вместе с тем, исходя из анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования могут являться: принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности; отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство; наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объекты являются вспомогательными.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства
Исследовав в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что объектом регистрации права собственности является отапливаемое 2-х этажное кирпичное здание теплой автостоянки на 5 автомашин, площадью 304, 5 кв. м, состоящее из помещений: стоянка, мастерская, кабинет, санузел, коридор, 2 гардеробные, комната отдыха, лестница. В этой связи суды обоснованно посчитали, что данный объект недвижимости не обладает признаками временного строения либо строения, предусмотренного для сезонного использования, и может быть использован самостоятельно, в отдельности от основного объекта.
Учитывая названное, а также принимая во внимание ответ Комитета по градостроительству администрации города Братска Иркутской области на запрос регистрирующего органа об отсутствии информации об отнесении автостоянки расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Падун, ул. 25-летия Братскгэсстроя, д. 33 Б, стр. 2 к объектам вспомогательного использования, а также ответ Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области об отсутствии информации о том, что спорный объект является вспомогательным к какому-либо основному зданию, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорный объект недвижимого имущества - Теплая стоянка на 5 автомашин не может быть отнесен к объектам вспомогательного использования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку ответы уполномоченных органов на межведомственные запросы не содержат информацию, свидетельствующую о том, что объект недвижимого имущества не является объектом вспомогательного использования, поэтому регистрирующий орган должен был настаивать на предоставлении необходимой информации, например, по результатам выезда представителей этих органов на место расположения спорного объекта, не может быть учтен судом кассационной инстанции, как несостоятельный в правовом отношении, не основанный на нормах Закона о государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно признали, что в данном случае у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о государственной регистрации, и в силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведённых суждений судебных инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, в том числе со ссылкой на то, что здание Теплой стоянки расположено на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке и предназначено для обслуживания основного объекта (электрокотельной "Пурсей"), были предметом надлежащего исследования и оценки судами, мотивированно отклонены, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2014 года по делу N А19-1130/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.