г. Иркутск |
|
21 октября 2014 г. |
N А19-1185/20144 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей: Шелега Д.И., Шелёминой М.М.
при участии в судебном заседании представителей Министерства финансов Иркутской области Гиголаевой Хатуны Теймуразовны (доверенность от 09.01.2014), Кузаковой Марины Юрьевны (доверенность от 26.08.2014),
рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2014 года по делу N А19-1185/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе Иркутской области (г. Иркутск; ОГРН 1023802657251; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству финансов Иркутской области (г. Иркутск; ОГРН 1083808000154; далее - Министерство) о признании незаконными действий по возвращению без исполнения исполнительного документа - постановления Управления от 25.07.2008 N 122, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия к исполнению указанного исполнительного документа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Железногорская центральная районная больница" (г. Железногорск-Илимский Иркутской области; ОГРН 1023802658582; далее - больница).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты по мотиву неправильного применения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Управление указывает, что больница является правопреемником должника по исполнительному документу (муниципальное учреждение здравоохранения "Речушинская участковая больница"), счет больницы открыт в Министерстве, которое обязано принять к исполнению исполнительный документ. Суды не учли, что Министерство было уведомлено Управлением о факте правопреемства должника при предъявлении исполнительного документа.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит отказать в ее удовлетворении.
Больница отзыв на кассационную жалобу не представила.
В судебном заседании 07.10.2014 и после перерыва 14.10.2014 представители Министерства подтвердили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Арбитражными судами установлены следующие обстоятельства.
Управление 25.07.2008 в отношении муниципального учреждения здравоохранения "Речушинская участковая больница" вынесло постановление N 122 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Указанный исполнительный документ направлен Управлением в Министерство, которое 13.12.2013 возвратило исполнительный документ без исполнения.
В качестве основания для возвращения исполнительного листа в письме указано на отсутствие в Министерстве лицевого счета должника.
Управление оспорило в арбитражном суде действия по возвращению исполнительного документа.
Арбитражные суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из соответствия оспариваемых действий Бюджетному кодексу Российской Федерации и недоказанности Управлением факта правопреемства должника.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования Управления подлежат удовлетворению при наличии совокупности условий - несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными действиями прав и законных интересов Управления.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Правильно применяя нормы процессуального закона, суды обоснованно руководствовались положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в Министерстве лицевой счет должника (муниципальное учреждение здравоохранения "Речушинская участковая больница") не открыт, должник реорганизован в форме присоединения к больнице.
На основании правовой оценки доказательств суды установили, что вопреки доводам кассационной жалобы Управление при предъявлении исполнительного документа к исполнению не представляло в Министерство какие-либо документы, подтверждающие факт реорганизации должника.
При таких юридически значимых обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2014 года по делу N А19-1185/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.