г. Иркутск |
|
22 октября 2014 г. |
N А69-3830/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Тыва (судья Сарыглар Д.В., секретарь судебного заседания Ооржак Б.Ю.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителей: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва - Доржукай Артыша Артемовича (доверенность от 24.06.2014), Министерства труда и социальной политики Республики Тыва - Ховалыг Долааны Сергеевны (доверенность от 10.01.2014), Монгуш Экера Чингир-ооловича (доверенность от 02.04.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 апреля 2014 года по делу N А69-3830/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Павлов А.Г.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (ОГРН 1131719000995, г. Кызыл, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва (ОГРН 1041700512920, г. Кызыл, далее - управление, административный орган) о признании недействительными представления от 01.11.2013 N 110 и акта от 14.10.2013 N 146 в части установления финансовых нарушений бюджетного законодательства в виде осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва выплат 8 семьям единовременной материальной помощи с превышением предельного размера на семью (50 000 рублей) на сумму 130 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года, в удовлетворении заявления о признании недействительным представления от 01.11.2013 N 110 отказано, в части оспаривания акта от 14.10.2013 N 146 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе управление просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права.
Указывает на правомерность вынесенного представления от 01.11.2013 N 110, поскольку выплата единовременной материальной помощи пострадавшим лицам осуществлена с нарушением подпункта "г" пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 750 (далее - Правила N 750). Кроме того, выплата материальной помощи была произведена лицам, фактически не проживающим по месту регистрации в жилых помещениях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, представители министерства возразили против них.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам внеплановой проверки целевого расходования в 2012 году министерством средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий землетрясений, произошедших на территории Республики Тыва в 2011 и 2012 годах, управлением выявлено нарушение Правил N 750, Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам за счет средств, выделенных Правительству Республики Тыва из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04.08.2012 N 441 (далее - Порядок N 441), выразившееся в осуществлении выплаты единовременной материальной помощи в 2012 году пострадавшим от стихийных бедствий 8 семьям в размере, превышающем предельный размер в 50 000 рублей на семью, на сумму 130 000 рублей.
По результатам проверки составлен акт проверки от 14.10.2013 N 146, министерству выдано представление от 01.11.2013 N 110.
Не согласившись с вынесенным представлением, министерство обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявления является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При наличии указанных условий арбитражный суд на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об удовлетворении заявления.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Условия оказания единовременной материальной помощи гражданам за счет средств, выделенных Правительству Республики Тыва из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также по оказанию гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости на территории Республики Тыва установлены Порядком N 441, в соответствии с пунктом 3 которого единовременная материальная помощь гражданам за счет средств, выделенных Правительству Республики Тыва из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - единовременная материальная помощь) оказывается из расчета 10 000 (десяти тысяч) рублей на человека, но не более 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей на семью, в пункта пределах доведенных бюджетных ассигнований.
Учитывая положения подпункта "г" пункта 9 Правил N 750, пункта 3 Порядка N 441 в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, а также руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций с учетом фактически сложившихся отношений между проживающими в жилых помещениях гражданами и оценки представленных доказательств пришли к выводу о правомерности произведенных выплат, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявление министерства о признании недействительными представления от 01.11.2013 N 110.
Довод заявителя кассационной жалобы об осуществлении выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим лицам в нарушение подпункта "г" пункта 9 Правил N 750 подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из подпункта "г" пункта 9 Правил N 750 следует, что к числу мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, на которые выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, относится оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью).
Как установлено судами, министерством данные выплаты были осуществлены с учетом указанных ограничений, при этом министерство исходило из учета фактического характера сложившихся отношений между гражданами - членами нескольких семей, проживающих и зарегистрированных по одному адресу. Данные обстоятельства подтверждены, в том числе представленными в материалы дела министерством справками. Ссылка управления на справки о составе семьи, содержащиеся в изначально сформированном пакете документов представленном в уполномоченный орган, сама по себе не опровергает позицию судебных инстанций, поскольку, как справедливо указали суды, данные справки были выданы на основании домовых книг и содержали лишь формальные сведения о наличии зарегистрированных в жилом помещении лиц, без учета действительного характер сложившихся между ними отношений.
Довод управления о том, что выплата материальной помощи была произведена лицам, фактически не проживающим по месту регистрации в жилых помещениях, также отклоняется, поскольку, как установлено судами, ничем объективно не подтвержден.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 14 апреля 2014 года и постановления от 30 июня 2014 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 апреля 2014 года по делу N А69-3830/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.