г. Иркутск |
|
11 ноября 2014 г. |
N А10-438/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Хатуновой А.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Шаталовой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия - Намжилон Баиры Баировны (доверенность от 23.09.2014 N ПШ-06-05-68); Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального Банка Республики Бурятия Банка России - Мангутова Вячеслава Сергеевича (доверенность от 29.10.2013), Власовой Ирины Кимовны (доверенность от 29.10.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 мая 2014 года по делу N А10-438/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дружинина О.Н.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Национального Банка Республики Бурятия Банка России (г. Москва, ОГРН: 1037700013020, далее - Национальный банк) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ОГРН: 1020300982790, далее - Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, Управление) о признании незаконным отказа от 12.12.2013 N КД-06-708 в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2010, 2011, 2012 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 мая 2014 года признан недействительным отказ Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 12.12.2013 N КД-06-708 возвратить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2010, 2011, 2012 годы.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 года решение суда от 7 мая 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Закон об отходах производства и потребления), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Национальный банк считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления подтвердила доводы кассационной жалобы, просила принятые по делу судебные акты отменить.
Представители Национального банка считают судебные акты законными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Национальный банк обратился в Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия с заявлениями от 30.05.2013 N 17-2-13/5018 и от 13.11.2013 N 11-15/10591 о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2010 год, 2011 год и 2012 год в сумме 24752 руб.
Письмом от 12.12.2013 N КД-06-708 Управление отказало Национальному банку произвести возврат платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов, мотивировав свой отказ тем, что Национальный банк как собственник отходов должен сам производить платежи за негативное воздействие на окружающую среду; представленные договоры за соответствующий отчетный период о конечном размещении отходов со специализированными организациями не предусматривают обязанности этих организаций вносить названную плату.
Признавая по заявлению Национального банка незаконным отказ Управления, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть части 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно абзацам 5, 6, 9 статьи 1 Закона об охране окружающей среды хранение отходов есть содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; их захоронение - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 упомянутого Закона установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Закон об охране окружающей среды определяет круг плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду как субъектов, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, и субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в виде оказания услуг по размещению отходов производства и потребления.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что в процессе осуществления Национальным банком его деятельности образуются отходы (бытовых помещений несортированные, пищевые отходы, мусор от уборки территорий, другие твердые бытовые отходы 4 и 5 класса опасности); отходы временно складируются на площадках, в контейнерах, а затем транспортируются специализированными организациями для их дальнейшего обезвреживания, размещения.
Национальным банком на спорные периоды заключены договоры о предоставлении услуг на вывоз и размещение твёрдых бытовых отходов со специализированными организациями.
При таких условиях, установив, что Национальный банк вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2010-2012 годах, однако не должен был вносить её, поскольку, не размещая отходы, фактически не оказывал негативного воздействия на окружающую среду, суды правомерно признали оспариваемый по настоящему делу отказ Управления недействительным.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В связи с таким толкованием положений приведённой нормы права Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия считает, что Национальный банк обязан вносить плату за негативное влияние на окружающую среду, даже не являясь лицом, оказывающим услуги по размещению отходов (специализированной организацией).
Как установили суды, Национальный банк является собственником производимых им отходов (твёрдые бытовые отходы 4 и 5 класса опасности); заключал гражданско-правовые договоры со сторонними организациями на вывоз и размещение этих отходов.
Из материалов дела усматривается и не опровергается Управлением, что Национальный банк вносил плату за размещение отходов.
Поскольку Национальный банк не является специализированной организацией в силу положений статьи 1 Закона об отходах производства и потребления и не оказывал тех видов негативного воздействия на окружающую среду, которые предусмотрены Законом об охране окружающей среды, то оснований считать его плательщиком платы за размещение отходов в 2010, 2011, 2012 годах у Управления не имелось.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку упомянутая выше совокупность условий материалами дела подтверждена, суды правомерно признали оспариваемый отказ Управления в осуществлении возврата уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2010, 2011, 2012 годы недействительным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 мая 2014 года по делу N А10-438/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.