г. Иркутск |
|
20 ноября 2014 г. |
N А78-687/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителя Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" Патрукова А.В. (доверенность N 231 от 12.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 мая 2014 года по делу N А78-687/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ломако Н.В.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, г. Шилка, ул. Богомягкова, 2, далее - фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Краевому государственному учреждению "Шилкинский лес" о взыскании задолженности в размере 41 560 рублей 65 копеек, в том числе: 13 089 рублей 72 копейки - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2013 года; 1 566 рублей 5 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии за полугодие 2013 года; 3 397 рублей 48 копеек - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2013 года;
1 538 рублей 67 копеек - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2013 года; 260 рублей 69 копеек - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии за полугодие 2013 года; 417 рублей 5 копеек - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2013 года; 13 819 рублей 9 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2013 года; 1 839 рублей 88 копеек - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2013 года; 3 630 рублей 22 копейки - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2013 года; 1 402 рубля 26 копеек - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2013 года; 222 рубля 39 копеек - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2013 года; 376 рублей 64 копейки - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2013 года, а также взыскании судебных расходов в размере 31 рубль 25 копеек, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, место нахождения: 672007, г. Чита, Забайкальский край, ул. Чкалова, 160б).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 марта 2014 года по ходатайству заявителя произведена замена заинтересованного лица - Краевого государственного учреждения "Шилкинский лес" (ОГРН 1097536001551, ИНН 7527008368, далее - КГУ "Шилкинский лес") на Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 1127536006069, ИНН 7536129898, место нахождения: 672039, г. Чита, ул. Кирова,9, далее - учреждение, страхователь, КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 7 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требование и исковое заявление было выставлено действующему юридическому лицу КГУ "Шилкинский лес", а впоследствии данное юридическое лицо прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, следовательно, имеющаяся задолженность не может быть взыскана иным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, так как вся отчетность представлена заявителю.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании представитель страховщика возражал против доводов кассационной жалобы и просил оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.09.2013 и 19.11.2013 фондом в адрес КГУ "Шилкинский лес" выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 08503440063550 и N 008503440076336, в соответствии с которыми учреждению в срок до 24.09.2013 предложено уплатить суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по этим взносам.
Указанные требования направлены КГУ "Шилкинский лес" по почте.
15.01.2014 КГУ "Шилкинский лес" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". По месту нахождения реорганизованного КГУ "Шилкинский лес" образовано обособленное подразделение КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
В связи с неисполнением требований N 08503440063550 от 04.09.2013 и N 008503440076336 от 19.11.2013 фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 41 560 рублей 65 копеек с КГУ "Шилкинский лес", которое впоследствии определением суда от 26 марта 2014 года было заменено на КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из недоказанности заявителем наличия у него полномочий по взысканию с учреждения спорной задолженности и наличия самой задолженности.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В силу части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Как следует из материалов дела, первоначально требования управления о взыскании задолженности в размере 41 560 рублей 65 копеек были предъявлены к КГУ "Шилкинский лес". Однако КГУ "Шилкинский лес" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". То есть, КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" стало правопреемником КГУ "Шилкинский лес". В этой связи определением суда от 26 марта 2014 года произведена замена заинтересованного лица по настоящему делу - с КГУ "Шилкинский лес" на КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Из системного анализа приведенных норм следует, что полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет.
В соответствии с разделом VI Порядка организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступивших от плательщиков страховых взносов - реорганизованных юридических лиц, утвержденного Распоряжением Правления ПФ РФ от 18.04.2013 N 137р, территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика страховых взносов, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения (далее - в настоящем разделе плательщик-правопредшественник), в отношении присоединяемого плательщика-правопредшественника, осуществляет все мероприятия по определению и передаче сведений о наличии переплаты или задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам по плательщику-правопредшественнику, и по их завершении процедуру снятия с регистрационного учета, определенные в разделе II настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 2.2.4 раздела II указанного Порядка при наличии у плательщика-правопредшественника недоимки по страховым взносам документы передаются в территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика-правопреемника в том процессуальном состоянии, в котором они находятся на начало процедуры снятия с регистрационного учета плательщика-правопредшественника.
Как следует из материалов дела, по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц N 8 от 29.01.2014 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит. Судом апелляционной инстанции исследована информационная выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (дата формирования 18.07.2014), из которой установлено, что указанное лицо с 25.09.2012 зарегистрировано в государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Исходя из изложенного, суды сделали правомерный вывод о недоказанности заявителем наличия у него полномочий по взысканию с учреждения спорной задолженности.
При этом суды обоснованно отметили, что отказ в удовлетворении заявленных требований не препятствует уполномоченному на взыскание страховых взносов территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации обратиться в суд за взысканием задолженности с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 мая 2014 года по делу N А78-687/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.