г. Иркутск |
|
26 ноября 2014 г. |
N А10-3275/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Пашинского Сергея Георгиевича, представителей: гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Пашинского Сергея Георгиевича - Пуляевой Елизаветы Сергеевны (доверенность от 06.10.2014), Государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности - Чилимова Дениса Николаевича (доверенность от 17.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Пашинского Сергея Георгиевича, Государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 мая 2014 года по делу N А10-3275/2011, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Государственное учреждение Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (ОГРН: 1050302970959; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконными действий и обязании восстановить государственную регистрацию автомобилей.
Определением суда первой инстанции от 4 октября 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия надлежащим - Министерством внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН: 1020300979820; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2013 года названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия. Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции пришел к выводам о том, что судами принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Пашинского Сергея Георгиевича), в связи с чем он был лишен возможности участвовать в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанций и реально защищать свои права и законные интересы, представлять доводы и возражения по существу заявленных требований.
При повторном рассмотрении дела определением суда первой инстанции от 19 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Пашинский Сергей Георгиевич (ОГРН: 304030434900043; место жительства: Республика Бурятия, с. Белоозерск; далее - предприниматель).
С учетом уточнений Учреждение просило признать незаконными действия по аннулированию государственной регистрации автомобилей: ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904935, ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328782 (приказ УГИБДД от 12.01.2011 N 2); ЗИЛ-131 ПТС 03 МХ 751626, ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904223, ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904221, ЗИЛ-131 ПТС 03 МХ 751628, ЗИЛ-131 ПТС 03 МХ 751627 (приказ УГИБДД от 31.01.2011 N 14); ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328556, ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328792, ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328555, Урал-4320 ПТС 03 НА 328771, ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904263 (приказ УГИБДД от 30.12.2010 N 209).
Указанные уточнения приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий должностных лиц УГИБДД по аннулированию государственной регистрации указанных транспортных средств.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции от 28 мая 2014 года и постановлением суда апелляционной инстанции от 7 августа 2014 года, предприниматель и Учреждение обратились в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационными жалобами, в которых просят названные судебные акты отменить.
Предприниматель просит передать дело на новое рассмотрение, Учреждение просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Отзыв на кассационные жалобы не представлен.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании предприниматель, представитель предпринимателя и представитель Учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 04601; информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 17.10.2014), однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 29.09.2009 Учреждение (заказчик) и предприниматель (поставщик) заключили государственные контракты N 002652/2 на поставку автомобиля Урал-375 (приспособленный для целей пожаротушения) и N 002652/3 на поставку автомобиля ЗИЛ-131 (приспособленный для целей пожаротушения).
По условиям пунктов 1.1 данных контрактов предприниматель обязуется передать в собственность Учреждения в обусловленные контрактами сроки автомобили Урал-375 (приспособленные для целей пожаротушения) в количестве 10 штук и автомобили ЗИЛ-131 (приспособленные для целей пожаротушения) в количестве 20 штук.
18.12.2009 Учреждение (заказчик) и Пашинский С.Г. (поставщик) заключили государственный контракт N 73/1 на поставку автомобиля ЗИЛ-131 (приспособленный для целей пожаротушения) или эквивалент.
Приобретенные Учреждением на основании названных государственных контрактов автомобили, в том числе 16 транспортных средств марки ЗИЛ-131 и Урал-375, зарегистрированы органами ГИБДД МВД России по Республике Бурятия (т. 1, л.д. 11-26).
Впоследствии в связи с проведенными криминалистическими исследованиями номеров шасси, агрегатов автомашин и выявлением признаков изменения маркировочных площадок номеров шасси УГИБДД изданы приказы об аннулировании регистрации транспортных средств, принадлежащих Учреждению:
- приказом от 30.12.2010 N 209 аннулирована государственная регистрация следующих автомашин: ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е182КА03, ПТС 03МТ904263, шасси 056501; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е052КА03, ПТС 03НА328555, шасси 045094; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Н791ЕУ03, ПТС 03НА328556, шасси 422871; Урал 4320, г/н К922ЕХ03, ПТС 03НА328771, шасси 32412; ЗИЛ-131-АРС 14, г/н К921ЕХ03, ПТС 03НА328792, шасси 468558 (т. 2, л.д. 125);
- приказом от 12.01.2011 N 2 аннулирована государственная регистрация следующих автомашин: ЗИЛ-131-АРС14, г/н Т434ЕХ03, ПТС 03МТ904935, шасси 773902; Урал 375, г/н Е382ЕХ03, ПТС 03МХ750448, шасси 32701; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е381ЕХ03, ПТС 03МХ750449, шасси 051784; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е051КА03, ПТС 03НА328767, шасси 567279; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е238КА03, ПТС 03НА328787, шасси 572698 (т. 2, л.д. 128);
- приказом от 27.01.2011 N 13 аннулирована государственная регистрация автомашин: ЗИЛ-131-АРС 14, г/н С220ЕУ03, ПТС 03НА328781, шасси 563672 (т. 3, л.д. 1);
- приказом от 31.01.2011 N 14 аннулирована государственная регистрация следующих автомашин: ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е281ЕТ03, ПТС 03МТ904221, шасси 333469; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е279ЕТ03, ПТС 03МТ904223, шасси 731379; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е162КА03, ПТС 03МХ751626, шасси 323119; ЗИЛ-131-АРС14, г/н А818ЕУ03, ПТС 03МХ751627, шасси 572861; ЗИЛ-131-АРС14, г/н Е132КА03, ПТС 03МХ751628, шасси 469558 (т. 2, л.д. 121, т. 3, л.д. 89-92).
08.04.2014 начальником МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Бурятия утверждено заключение (т. 7, л.д. 8-9), согласно которому в связи с вынесением следователем по ОВД СЧ СУ МВД по Республике Бурятия постановления о частичном прекращении уголовного дела N 56-2011-102 принято решение восстановить регистрацию автомашин марки:
- ЗИЛ-131, 1989 года выпуска, шасси 051784, ПТС 03МХ750449, регистрационный знак Е381ЕХ03RUS;
- УРАЛ-375, 1989 года выпуска, шасси 32701, ПТС 03МХ750448, регистрационный знак Е382ЕХ03RUS;
- ЗИЛ-131, 1988 года выпуска, шасси 567279, ПТС 03НА328767, регистрационный знак Е051КА03RUS;
- ЗИЛ-131, 1988 года выпуска, шасси 563672, ПТС 03НА328781, регистрационный знак С220ЕУ03RUS.
Учреждение, не согласившись с действиями УГИБДД МВД по Республике Бурятия по вынесению приказов в части аннулирования регистрации транспортных средств (приказа от 12.01.2011 N 2: ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904935, ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328782; приказа от 31.01.2011 N 14: ЗИЛ-131 ПТС 03 МХ 751626, ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904223, ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904221, ЗИЛ-131 ПТС 03 МХ 751628, ЗИЛ-131 ПТС 03 МХ 751627; приказа от 30.12.2010 N 209: ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328556, ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328792, ЗИЛ-131 ПТС 03 НА 328555, Урал-4320 ПТС 03 НА 328771, ЗИЛ-131 ПТС 03 МТ 904263), обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, предусматривает, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Порядок регистрации транспортных средств определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
Указанными Правилами предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Согласно пункту 3 Правил N 1001 и пункту 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (действовал до 15.10.2013, далее - Административный регламент), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
Пунктом 51 Правил N 1001 предусмотрено, что при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 этих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что согласно представленным Министерством справкам об исследованиях, проведенных Экспертно-криминалистическим центром МВД по Республике Бурятия (далее - ЭКЦ МВД по Республике Бурятия), маркировочные обозначения на спорных автомобилях были изменены.
Об указанных обстоятельствах также свидетельствует содержание проанализированных судами заключений эксперта ЭКЦ МВД России по Республике Бурятия Константиненко В.С., а также заключений автотехнических экспертиз, проведенных экспертом ЭКЦ МЭКО N 3 Главного управления МВД России по Иркутской области Антоновым И.В.
В связи с этим, суды пришли к обоснованным выводам о правомерности действий государственного органа по аннулированию государственной регистрации перечисленных автомобилей.
Следовательно, действия судов по отказу в удовлетворении заявленных Учреждением требований также являются обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, в том числе довод Учреждения о ненадлежащей оценке судами выводов эксперта Забайкальской ЛСЭ Министерства юстиции Российской Федерации Киреева В.А., являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 мая 2014 года по делу N А10-3275/2011, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
...
Согласно пункту 3 Правил N 1001 и пункту 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (действовал до 15.10.2013, далее - Административный регламент), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2014 г. N Ф02-5347/14 по делу N А10-3275/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5347/14
07.08.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3848/12
28.05.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3275/11
10.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2700/13
15.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2107/13
22.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1881/13
06.11.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3848/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3275/11