г. Иркутск |
|
3 декабря 2014 г. |
N А10-4462/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Курганского Николая Артуровича (доверенность от 21.03.2013 N 48), Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - Гомбоевой Баирмы Жамбаловны (доверенность от 10.06.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 апреля 2014 года по делу N А10-4462/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дружинина О.Н., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" (ОГРН 1052460054327, г. Красноярск, далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208, г. Улан-Удэ, далее - служба) о признании недействительным предписания от 05.08.2013 N 33 "О прекращении нарушения ОАО "МРСК Сибири" законодательства о государственном регулировании тарифов (цен) в сфере электроэнергетики".
К участию в деле вкачестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: сетевые организации ОАО "Улан-Удэ Энерго", ООО "Электросетевая компания", ООО "Селенгинские электросети", ОАО "РЖД" (Восточно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго"), ООО "Инженерно-промышленный сервис", ООО "Промсервис", ОАО "Селенгинский ЦКК", ЗАО "Энерготехномаш", ООО "С-Транс-С", ОАО "Желдорреммаш" (Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод), ООО "Распределительные сети", ООО "СибЭнергоКом", ООО "Энком", ООО "Новые Строительные Технологии", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Особые экономические зоны", ООО "Завод Эмальпосуда".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам, дел направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель общества подтвердил доводы кассационной жалобы, представитель службы возразил против них.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 08.10.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 05.08.2013 служба выдало обществу предписание N 33 "О прекращении нарушения ОАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) законодательства о государственном регулировании тарифов (цен) в сфере электроэнергетики", согласно которому гарантирующему поставщику ОАО "МРСК Сибири" предписано в срок до 01.10.2013 года представить в службу заверенные копии договоров на услуги по передаче электрической энергии, заключенных с сетевыми организациями: ОАО "Улан-Удэ Энерго", ООО "Электросетевая компания", ООО "Селенгинские электросети", ОАО "РЖД" (Восточно - Сибирская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго), ООО "Инженерно-промышленный сервис", ООО "Промсервис", ОАО "Селенгинский ЦКК", ЗАО "Энерготехномаш", ООО "С-Транс-С", ОАО "ЖДРМ", ООО "Распределительные сети", ООО "СибЭнергоКом", ООО "Энком", ООО "Новые Строительные Технологии", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Особые экономические зоны", ООО "Завод Эмальпосуда".
ОАО "МРСК Сибири", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
На основании пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Пунктом 49 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, установлено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть, для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Тарифная выручка, в свою очередь, определяется исходя из объемов оказания услуг, в соответствии с заключенными договорами с потребителями услуг, и едиными (котловыми) тарифами на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что полномочия службы по выдаче предписания установлены Законом N 35-ФЗ, Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 N 29 (далее - Положением о Республиканской службе).
Для реализации полномочий по установлению регулируемых тарифов и контролю, за их применением, уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации, в данном случае Служба по тарифам Республики Бурятия, вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом, а также осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.
Сославшись на пункт 4.6 Положения о Республиканской службе, суды указали, что служба имеет право направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями действующего законодательства в части определения (установления) тарифов (цен) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением тарифов (цен).
Службой установлено, что в материалах дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям Республики Бурятия на 2014 год, представленных в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия, отсутствуют договоры на услуги по передаче электрической энергии, заключенные гарантирующим поставщиком ОАО "МРСК Сибири" с сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Бурятия.
В связи с чем, служба, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, выдало гарантирующему поставщику ОАО "МРСК Сибири" предписание от 05.08.2013 N 33 представить в срок до 01.10.2013 заверенные копии договоров на услуги по передаче электрической энергии, заключенные с сетевыми организациями.
Таким образом, вывод о том, что служба по тарифам не понуждала ОАО "МРСК Сибири" к заключению договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, является правильным.
Суды правомерно отклонили ссылку общества на нарушения службой положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку предписание от 05.08.2013 N 33 службой выдано в рамках осуществления полномочий по определению (установлению) тарифов (цен) на электрическую энергию, проведение проверок в отношении ОАО "МРСК Сибири" не осуществлялось. При этом отметили, что положения указанного закона применяются в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в то время, как в данном случае, осуществился сбор информации о затратах сетевых организаций (третьи лица по делу) для формирования регулируемого тарифа для каждой из организаций.
Ссылка заявителя на то, что в наименовании предписания указано, что оно выдано в связи выявленными нарушениями и направлено на прекращение нарушений, правомерно отклонена судами, так как в данном случае не имеет правового значения, поскольку как следует из фактического содержания предписания, речь идет исключительно об истребовании службой документов при отсутствии указаний на какие-либо нарушения.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что то оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с этим другие доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть учтены судом кассационной инстанции, как направленные на переоценку установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 апреля 2014 года по делу N А10-4462/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.