г. Иркутск |
|
10 декабря 2014 г. |
N А19-16214/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Шуруповой Натальи Владимировны (доверенность от 25.09.2014 N 84-37-1897д), Усольского районного отдела Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Шатрова Степана Александровича (доверенность от 28.03.2014), председателя Правления Пономарева Александра Ильича (выписка из ЕГРЮЛ от 13.04.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года по делу N А19-16214/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции:
Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Усольский районный отдел Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН 1033800002367, г. Усолье-Сибирское Иркутской области) (далее - Организация охотников и рыболовов, общественная организация) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 27.07.2012 N 84-37-1335 Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее - Служба) об отказе в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2012-2013 годов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2013 года, оставленным без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Организация охотников и рыболовов обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения суда от 25 января 2014 года по настоящему делу ввиду определения постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 12224/13 иной правовой позиции по спорному вопросу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года заявление удовлетворено. Решение Арбитражного суда от 25 января 2013 года отменено в порядке статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Службы от 27.07.2012 г. N 84-37-1335 об отказе в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2012-2013 годов. На Службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 3, 33, 37, 38 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), статей 1, 7, 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 9 Положения о выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение о выдаче лицензий), пункта 4 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесении в него изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Заявитель кассационной жалобы считает, что заключение договора пользования соответствующей территорией для реализации пользования животным миром, обусловленное долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка выдачи такой долгосрочной лицензии и обязательным условием осуществления пользования животными миром; лицензия является лишь разрешением для реализации права пользования объектами животного мира, а заключение договора подразумевает возникновение между участниками гражданского оборота правоотношения; полагает, что при отсутствии договора о предоставлении территории, общественная организация не обладает правом подачи заявки на установление квоты добычи ресурсов в сезоне охоты 2012-2013 годов.
В отзыве на кассационную жалобу Организация охотников и рыболовов считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители Службы и Организации охотников и рыболовов в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области от 27.04.2007 N 183-рз общественной организации предоставлена в долгосрочное пользование сроком на 25 лет территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, площадью 555 000 га в границах территории согласно приложению. Территория охотничьих угодий находится в административных границах Усольского районного муниципального образования Иркутской области.
28.04.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу общественной организации выдана долгосрочная лицензия серии О N 0003206, срок действия - до 28.04.2032.
10.04.2012 Организация охотников и рыболовов обратилась в Службу с заявкой на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов на период с 01.08.2012 по 01.08.2013.
Письмом от 27.07.2012 N 84-37-1335 Служба отказала в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов, указав на отсутствие заключенного между общественной организацией и специально уполномоченным государственным органом Иркутской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления использования животным миром, что в свою очередь лишает общественную организацию права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Полагая, что отказ Службы в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов не соответствует закону и нарушает её права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Организация охотников и рыболовов обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в данном случае у общественной организации имеется договор о предоставлении территории в пользование, сформулированный не в виде отдельного документа, а в обязательных для организации условиях долгосрочной лицензии, отсутствие такого договора в виде отдельного документа не должно лишать общественную организацию права на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов на период 01.08.2012 по 01.08.2013.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире, утратившей силу с 01.04.2010 - момента введения в действие Закона об охоте, для получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира заинтересованное лицо должно было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указав сведения о границах и площади территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, и предполагаемый срок такого пользования. Названный орган принимал решение о предоставлении заявленной территории на основании заключения компетентного органа по охране объектов животного мира, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно. Результаты согласования подлежали внесению в долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира. На основании согласования компетентный орган по охране животного мира и пользователь животным миром должны были заключить договор о предоставлении в пользование территории в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. Территории, используемые для ведения сельского или лесного хозяйства, при предоставлении их для пользования животным миром в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации могли быть обременены необходимыми условиями, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в определенном порядке. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию проводился конкурс.
Согласно статье 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 1). Эти долгосрочные лицензии не подлежат продлению (часть 2). Упомянутые лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3). В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения (часть 4).
Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9). При этом за ними сохраняется право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий (часть 10).
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 24 Закона об охоте).
Как следует из материалов дела, в ответ на заявку общественной организации об установлении квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов на период с 01.08.2012 по 01.08.2013 Служба письмом от 27.07.2012 N 84-37-1335 указала на отсутствие договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, а также охотхозяйственного соглашения, предусмотренного статьями 25-28 Закона об охоте.
Судебные инстанции, принимая во внимание требования статьи 37 Закона о животном мире, а также статей 3, 4, 6, 33 - 35 Закона о животном мире, и разработанное во исполнение Закона о животном мире Положение о выдаче лицензий, правильно указали, что, используя термины "лицензия" и "договор о предоставлении территории в пользование" как самостоятельные понятия, Закон о животном мире не устанавливал требований о заключении этого договора в виде отдельного документа. Следовательно, возможность включения условий такого договора в содержание лицензии не исключалась, и дублирование этих условий в отдельном документе, поименованном как договор, в этом случае не требовалось. Названное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в Постановлении от 21.01.2014 N 12224/13.
Проанализировав условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для пользования животным миром, содержащиеся в приложениях N 1, 2, 3 к долгосрочной лицензии от 28.04.2007 серии О N 0003206 общественной организации, установив, что площадь и границы территории, предоставленной общественной организации для целей пользования животным миром, установлены в распоряжении заместителя главы администрации Иркутской области от 27.04.2007 N 183-рз и воспроизведены в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что у общественной организации фактически имеется договор о предоставлении территории в пользование, сформулированный не в виде отдельного документа, а в обязательных для Организации охотников и рыболовов условиях долгосрочной лицензии от 28.04.2007 серии О N 0003206, удостоверенных его подписью, что не противоречило требованиям Закона о животном мире ввиду отсутствия в нем на этот счет каких-либо специальных предписаний.
Во исполнение Закона об охоте Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.2012 за N 24514, утверждены Максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц.
Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов и в определяемые лицензиатами сроки, которые зависят от того, претендуют ли они на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, если она превышает максимально допустимую.
Статья 71 Закона об охоте указывает на возникновение права долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и не упоминает договор о предоставлении территории в пользование в качестве основания или условия возникновения этого права либо его сохранения после вступления Закона об охоте в силу. Договор имеет значение только для определения территорий, на которые могут претендовать обладатели долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, если они не были указаны в решении субъекта Российской Федерации или самой лицензии.
На основании изложенного суды пришли к мотивированному выводу о том, что оформление Службой договора предоставления территории не в виде отдельного документа с соответствующим наименованием породило для Организации охотников и рыболовов неблагоприятные правовые последствия, включая отказ в установлении квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов на период 01.08.2012 по 01.08.2013.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для пересмотра судебных актов со ссылкой на статью 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 3, 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам" не могут быть учтены при рассмотрении настоящей кассационной жалобы, поскольку решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года, которым было удовлетворено заявление общественной организации о пересмотре судебного акта и отменено решение суда от 25 января 2013 года Службой не обжаловалось.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года по делу N А19-16214/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.