г. Иркутск |
|
11 декабря 2014 г. |
N А10-1355/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ЭНКОМ" - Пашиной Елены Федоровны (доверенность от 09.07.2013), Тугаринова Георгия Викторовича (доверенность от 08.10.2012); Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - Барышевой Анны Валерьевны (доверенность от 19.05.2014); открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Цыбиковой Светланы Солбоновны (доверенность от21.03.2013); прокурора Иркутской области - Забродиной Юлии Борисовны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНКОМ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2014 года по делу N А10-1355/2014 (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П., Борхонова Л.В., Пунцукова А.Т.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭНКОМ" (г. Улан-Удэ; далее - ООО "ЭНКОМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующим приложения к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (г. Улан-Удэ; далее - Служба) от 20.12.2013 N 1/60 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2014 год" в части строки 21 об установлении тарифов между сетевыми организациями ООО "ЭНКОМ" и ОАО "МРСК Сибири" - Бурятэнерго", с момента его принятия и до внесения изменений приказом Службы от 03.02.2014 N 1/2.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири").
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Бурятия (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Оспариваемый нормативный правовой акт признан соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить данное решение по мотиву неправильного применения судом норм материального права, нарушения норм процессуального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество не соглашается с выводами суда о правильности установления Службой индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год в связи с тем, что суд не учел, что в обоснование затрат к тарифной заявке на 2014 год общество приложило, в том числе, документы, подтверждающие оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении 84 потребителей.
В отзывах на кассационную жалобу Служба, ОАО "МРСК Сибири" и прокурор просят отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт - оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "ЭНКОМ" подтвердил доводы кассационной жалобы, представители Службы, ОАО "МРСК Сибири" и прокурора подтвердили доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, приказом Службы от 20.12.2013 N 1/60 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2014 год.
В строке 21 приложения к приказу Службы индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для ООО "ЭНКОМ" и ОАО "МРСК Сибири" - Бурятэнерго" на первое полугодие 2014 года установлен в виде двухставочного тарифа, в том числе, ставки за содержание электрических сетей в размере 6 343 776,844 рублей/кВт/месяц и ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 322,371 рублей/кВт/ч и в виде одноставочного тарифа в размере 4 667,424 рублей/кВт/ч, на второе полугодие 2014 года в виде двухставочного тарифа, в том числе, ставки за содержание электрических сетей в размере 6 422 304,558 рублей/кВт/месяц и ставки на оплату технологического расхода (потерь) в размере 420,855 рублей/кВт/ч и в виде одноставочного тарифа в размере 4 819,694 рублей/кВт/ч.
Приказ с приложением 31.12.2013 опубликован на официальном портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "www.egov-buryatia.ru" в соответствии с Законом Республики Бурятия от 26.10.1994 N 47-I "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" и Указом Главы Республики Бурятия от 23.08.2013 N 180 "Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (www.egov-buryatia.ru), на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)".
Общество, не согласившись с приложением к приказу от 20.12.2013 N 1/60 в части строки 21 об установлении тарифов между сетевыми организациями ООО "ЭНКОМ" и ОАО "МРСК Сибири" - Бурятэнерго", оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из соответствия оспариваемого приложения к приказу нормам законодательства об электроснабжении и ценообразовании в отношении электрической энергии.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей по следующим основаниям.
Арбитражный суд с учетом обстоятельств дела признал оспариваемый в части приказ нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и опубликованным в установленном законом порядке, вследствие чего обоснованно рассмотрел дело в соответствии с положениями главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с учетом положений статьи 29 Кодекса в редакции, действовавший на момент принятия заявления общества к производству арбитражного суда, и пункта 10 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4); обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6).
Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В силу пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительные власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В статье 23 Закона об электроэнергетике закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены, в частности: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), согласно пункту 3 Основ в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы.
Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
В указанных ценах (тарифах) в порядке, определенном настоящим документом и методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, учитываются затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Порядок определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, установлен абзацем 8 пункта 81 Основ ценообразования.
В силу абзаца 10 пункта 81 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, для категории потребителей, относящихся к населению, в расчете на 1 киловатт-час без дифференциации по уровням напряжения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Пунктом 49 Методических указаний определено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен пунктом 52 Методических указаний, в том числе необходимая валовая выручка (НВВ) любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Основой для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии является объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности.
Статьей 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Перечень существенных условий, которые должен содержать договор между смежными сетевыми организациями, предусмотрен пунктами 38 - 39 Правил N 861, в которых указано, что договором должна быть установлена, в том числе, величина максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки (подпункт "а"); технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора, включая их пропускную способность (подпункт "г").
Согласно пункту 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В случае если потребитель электрической энергии одновременно владеет на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены иные лица, и оказывает таким лицам услуги по передаче электрической энергии на основании соответствующих договоров, между территориальной сетевой организацией и таким потребителем (обслуживающей его энергосбытовой компанией) могут быть заключены отдельные договоры на услуги по передаче электрической энергии, потребляемой им на собственные нужды и передаваемой иным лицам. При этом объем электрической энергии и соответствующая ему величина мощности, применяемые для определения стоимости услуг по передаче электрической энергии, потребляемой на собственные нужды, определяются исходя из объема электрической энергии и соответствующей ему величины мощности, приобретаемых потребителем услуг по передаче электрической энергии (обслуживающей его энергосбытовой компанией) для собственных нужд.
Арбитражным судом установлено, что договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между ООО "ЭНКОМ" и ОАО "МРСК Сибири" с указанием перечня точек поставки и величиной максимальной мощности в них для установления индивидуального тарифа в Службу не представлялся.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 мая 2013 года по делу N А10-4912/2012 урегулированы разногласия, возникшие между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "ЭНКОМ" при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 03.10.2012 N 18.0300.460.12 и определено количество точек поставки электрической энергии между названными сетевыми организациями.
Судом также установлено, что на 2014 год между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "ЭНКОМ" определена только одна точка поставки - ОАО АК "БайкалБанк".
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал правильным вывод Службы о необходимости установления тарифа только в отношении одной точки поставки (ОАО АК "БайкалБанк") и отклонил как не соответствующий закону довод общества об обязанности Службы самостоятельно определить перечень точек поставки между ООО "ЭНКОМ" и ОАО "МРСК Сибири".
С учетом анализа приведенных норм права и фактических обстоятельств дела арбитражный суд пришел к мотивированному выводу о том, что Служба, приняв во внимание наличие сведений в отношении одной точки поставки обоснованно приняла индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии в указанном в приложении к приказу N 1/60 размере.
При таких обстоятельствах суд правомерно не установил противоречие оспариваемого в части приложения к приказу Службы приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заявленные в кассационной жалобе доводы общества о наличии у Службы на момент подачи обществом заявки сведений в отношении ряда заключенных с обществом договоров аренды электросетевого оборудования подлежат отклонению, поскольку, как правильно указал суд, указанные сведения не подтверждают величину максимальной мощности в точках поставки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для учета доводов кассационной жалобы и наличия предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Бурятия в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2014 года по делу N А10-1355/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.