г. Иркутск |
|
16 декабря 2014 г. |
N А33-18100/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деревцовой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Кужлев А.В., помощник судьи Скворцова Н.В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Стукаловой Галины Геннадьевны (доверенность от 03.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2014 года по делу N А33-18100/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции:
Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (г. Красноярск; ОГРН 1022402670025; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Красноярское" (г. Красноярск; далее - административный орган) от 03.10.2013 N 24 КЮ N 019704 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2014 года, постановление административного органа изменено в части назначения административного штрафа. Суд решил считать назначенным Департаменту административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Обжалуя судебные акты по мотиву неправильного применения судами норм материального права и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта, Департамент указывает на возможность применения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации и признания совершенного им правонарушения малозначительным. Помимо этого Департамент полагает неверным толкование Правил дорожного движения и ГОСТа Р 52289-2004.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента подтвердила доводы кассационной жалобы.
Административный орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражными судами, административным органом определением от 03.09.2013 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту нарушения Департаментом требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно, отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, а также дорожной разметки 1.12 перед светофором по ул. Глинки, в районе дома N 18 в городе Красноярске, что нарушает пункты 6.2.17, 6.2.14 ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и угрожает безопасности дорожного движения.
27.09.2013 должностным лицом административного органа в отношении Департамента составлен протокол 24 КО N 022770 (710 ДН) об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП Российской Федерации.
Постановлением административного органа от 03.10.2013 N 24 КЮ N 019704 Департамент привлечен к административной ответственности по статье 12.34 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленного Департаментом требования о признании указанного постановления незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии Департамента состава вменяемого правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Снижая штраф ниже низшего предела санкции статьи 12.34 КоАП Российской Федерации до 50 000 рублей, арбитражный суд учел критерии для такого снижения, определенные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Третий арбитражный апелляционный суд признал выводы арбитражного суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 6.2.14 утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст ГОСТа Р 52289-2004 разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 "Движение без остановки запрещено" в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами (рисунки В. 7, В. 9, В. 17). Разметку наносят перед перекрестком при наличии знака 2.5 на расстоянии не более 1 м от границы пересекающей проезжей части. Разметку 1.12 наносят на расстоянии 10 - 20 м от светофора Т.1 или Т.2 при расположении светофора над проезжей частью и 3 - 5 м - при расположении сбоку от проезжей части для обеспечения видимости их сигналов. Допускается уменьшать указанные расстояния соответственно до 5 и 1 м при наличии светофоров Т.3 любых исполнений. При наличии пешеходного перехода разметку наносят на расстоянии не менее 1 м перед переходом (рисунок В.18). Разметку наносят на расстоянии 1 - 3 м до светофора Т.5, используемого для регулирования движения маршрутных автобусов или троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (рисунок В.7) (пункт 6.2.17).
Согласно Положению о Департаменте, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011, Департамент обладает правами юридического лица, на него возложены функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог в соответствии с утвержденным департаментом реестром дорог (пункт 3.1.19), организация и координация работ по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства (пункт 3.3.1), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска (пункт 3.3.4).
Статьей 12.34 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Арбитражные суды двух инстанций, исследовав и оценив по правилам главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.09.2013, протокол от 27.09.2013 24 КО N 022770 (710 ДН) об административном правонарушении, постановление от 03.10.2013 24 КЮ 019704, установили факт несоблюдения Департаментом указанных выше требований по выполнению работ по нанесению на регулируемом пешеходном переходе горизонтальной дорожной разметки, а также разметки перед светофором в обоих направлениях, в связи с чем обоснованно признали, что действия (бездействие) Департамента содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП Российской Федерации.
Отклоняя довод кассационной жалобы Департамента о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, суд кассационной инстанции учитывает, что согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Также не может быть учтен довод Департамента о неправильном толковании судами Правил дорожного движения и положений ГОСТа Р 52289-2004, поскольку приведенные положения указанного стандарта прямо предусматривают нанесение на проезжей части соответствующих дорожных разметок.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2014 года по делу N А33-18100/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.