г. Иркутск |
|
18 декабря 2014 г. |
N А33-1170/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Шелёминой М.М., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании прокурора Плотниковой Ирины Сергеевны (служебное удостоверение), прокурора Забродиной Юлии Борисовны (служебное удостоверение), представителя открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кононовой Марины Петровны (доверенность от 25.02.2014 N 24/71),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2014 года по делу N А33-1170/2014 (суд первой инстанции: Крицкая И.П., Иванова Е.А., Ражков Р.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН: 1052460054327, г. Красноярск, далее - ОАО МРСК "Сибири", общество), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Минусинскому городскому Совету депутатов Красноярского края (далее - Совет депутатов) о признании решения от 24.12.2012 N 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, постановлению Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п, статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в части установления коэффициентов, используемых при расчете арендной платы: коэффициент К1 (подпункт 9.1 пункта 9 Приложения N 1): - земельные участки под объектами электроснабжения - 0, 0517.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в деле приняла участие прокуратура Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2014 года заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Совет депутатов ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправильно применил нормативные правовые акты, на соответствие которым был проверен оспариваемый нормативный правовой акт; не согласен с применением Приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507).
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу считает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании 23.10.2014 представитель ОАО МРСК "Сибири" заявила о своём согласии с выводами суда первой инстанции, прокурор возразила против доводов кассационной жалобы.
Совет депутатов о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещён надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2014), своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия его представителя.
В соответствии с абзацем первым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 октября 2014 года судебное разбирательство отложено до 20 ноября 2014 года 15 часов 00 минут.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2014 года судебное разбирательство отложено до 11 декабря 2014 года 14 часов 30 минут.
После отложения прокурор поддержала ранее изложенную позицию.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов от 24.12.2012 N 7-52р "Об установлении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, на 2013 год" утверждены значения коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспариваемым решением утверждено значение коэффициента К 1 - земельные участки под объектами электроснабжения - 0,0517.
Считая, что установление коэффициента К1 в указанном в решении размере не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы общества, вынужденного уплачивать арендную плату в большем размере, который бы уплачивался обществом в случае установления коэффициентов, не превышающих 1,5% от кадастровой стоимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" в редакции, действовавшей на момент обращения общества в арбитражный суд, и признал спорный коэффициент К1, используемый для расчёта арендной платы, не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края N 7-2542).
Как следует из пункта 4 статьи 12 названного Закона, при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5 статьи 12 Закона Красноярского края N 7-2542).
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.03.2010 N 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В пунктах 1, 2 указанного Порядка содержатся принципы расчета коэффициентов, согласно которым расчет экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Поскольку пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края N 7-2542 установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, оспариваемый нормативный правовой акт, как правильно признал суд, принят Советом депутатов в соответствии с делегированными ему полномочиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края определяют коэффициенты К1 и К2 на основе принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета, допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов земельных участков, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Суд, проверив для каких целей общество арендует земельные участки, установил, что договоры аренды заключены обществом в отношении земельных участков, используемых для размещения линейных и площадных объектов.
Исходя из оценки представленных доказательств и фактических обстоятельств по делу суд первой инстанции установил, что применяемый в соответствии с решением Совета депутатов от 24.12.2012 N 7-52р коэффициент К1 в размере 0,0517 влечёт необоснованное завышение годового размера арендной платы, в связи с чем пришел к мотивированному выводу о незаконности оспариваемого решения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность применения приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507, поскольку он не регулирует правоотношения по арендной плате земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит отклонению в силу следующего.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) устанавливает в числе основных принципов определения арендной платы такой принцип как запрет необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу принципа экономической обоснованности, также установленного постановлением N 582, арендная плата должна соответствовать доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Вышеуказанный принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Исходя из указанного правового подхода, суд первой инстанции верно признал, что независимо от собственников земли (публичных образований) размер арендной платы за земельные участки, используемые под размещение прочих объектов электроэнергетики (например, площадных объектов - трансформаторных или иных подстанций), не может превышать 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка на год.
Несмотря на то, что названный размер арендной платы установлен приказом Минэкономразвития от 22.09.2011 N 507 для земель, находящихся в федеральной собственности, учитывая вышеизложенные принципы установления арендной платы, суд правомерно посчитал, что и для земель, собственность на которые не разграничена и используемых в аналогичных целях, размер арендной платы не может превысить 1,5 % годовой кадастровой стоимости земельного участка.
Заявитель кассационной жалобы мотивированно не опроверг возможность распространения такого подхода на аренду земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С учётом изложенного, нормативный правовой акт, устанавливающий значение коэффициента К1 для вышеуказанных объектов электроэнергетики в размере 0,0517, нарушает права общества, поскольку влияет на размер арендной платы, которая в этом случае необоснованно превышает установленный Законом N 137-ФЗ годовой размер арендной платы для линейных объектов электроэнергетики в пределах двух процентов кадастровой стоимости земельных участков и 1,5% годового размера арендной платы, установленного приказом Минэкономразвития N 507 применительно к иным объектам электроэнергетики.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2014 года по делу N А33-1170/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.