г. Иркутск |
|
02 февраля 2015 г. |
N А19-5127/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - Рябцовской Анны Леонидовны (доверенность от 16.12.2014 N 112),
Тетериной Елены Владимировны - Ишигилова Игоря Леонидовича (доверенность от 30.04.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Тетеркина Елена Владимировна (далее - Тетерина Е.В.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 05.03.2014 N 1.2; об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:2303, площадью 9043 кв.м., в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 N 521/13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Прайс Хаус ТВ с" (ОГРН 1043801062359, далее - общество), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1027700485757, далее - кадастровая палата), администрация г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 05.03.2014 года N 1.2 признано незаконным, как не соответствующее ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19. Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суд обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000021:23203, площадью 9043 кв. м., в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете от 30.12.2013 года N 521/13.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2014 года решение суда от 5 июня 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Иркутской области считает, что судами были нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, суды не учли, что комиссия, отклоняя заявление Тетеркиной Е.В. об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, действовала в полном соответствии с требованиями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.19, 24.21 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности); просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Иркутской области поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Тетеркиной Е.В. считает судебные акты законными и обоснованными, представлен отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 05.12.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 28 января 2015 года до 29 января 2015 года до 10 часов 25 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании принимали участие представители Управления Росреестра по Иркутской области, Тетеркиной Е.В.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, в поступившем 13.02.2014 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявлении индивидуальный предприниматель Тетеркина Е.В. заявила о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 38:36:000021:23203, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, принадлежащего Тетеркиной Е.В. на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.05.2013 года, свидетельства о государственной регистрации права серия 38-АЕ N 082524, ссылаясь на установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению, в частности, были приложены кадастровый паспорт земельного участка от 22.02.2013 N 3800/601/13-47475, Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30.12.2013 N 521/13, положительное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности N 36/02/014 от 10.02.2014 года.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданная при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, решением от 05.03.2014 N 1.2 отклонила заявление индивидуального предпринимателя Тетеркиной Е.В. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
В решении указано, что:
- отличие рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в Отчете об оценке, от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 127 819 820 руб. 81 коп. по состоянию на 27.01.2014, отраженной в Акте определения кадастровой стоимости от 27.01.2014, составляет более 30%, а именно: 47 процентов;
- оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Комиссия исходила из следующего.
Отчет N 521/13 от 30.12.2013 подготовлен ООО "Прайс Хаус ТВ"с" по состоянию на 01.01.2012. Между тем 27.01.2014 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области определена кадастровая стоимость в соответствии с п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, с применением результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, следовательно, как посчитала комиссия, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203 должен быть составлен по состоянию на 27.01.2014 года;
Положительное экспертное заключение признано соответствующим требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные по настоящему делу требования, суды двух инстанций правомерно учли положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Закона об оценочной деятельности.
Как следует из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 2); для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости) с приложением необходимых документов, в том числе отчета в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (части 7, 11); основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 8); в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть 18).
Из статьи 12 Закона об оценочной деятельности следует, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с положениями пункта 20, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Суды установили, что к заявлению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:23203 Тетеркиной Е.В. приложены все необходимые документы, указанные в статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Учитывая положения пункта 20 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 Порядка, суды правомерно посчитали, что заявление Тетеркиной Е.В. подлежало удовлетворению.
Не соглашаясь с выводами судов, Управление Росреестра по Иркутской области приводит в кассационной жалобе вышеуказанные доводы, полагая, что отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости должен быть установлен на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, что соответствует требованиям части 2 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Заявитель кассационной жалобы также считает, что в силу пункта 56 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, датой установления кадастровой стоимости спорного земельного участка является дата утверждения акта определения кадастровой стоимости 27.01.2014, что не учли суды.
Названные доводы проверены, однако признаны не влияющими на правильность выводов судов.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Названная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Пунктом 2.4. Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
При таких условиях поскольку постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, определенные по состоянию именно на 01.01.2012, следовательно, датой установления кадастровой стоимости следует считать не 27.01.2014, а 01.01.2012.
Кроме того, суды признали, что отчет от 30.12.2013 N 521/13 соответствует принципам обоснованности, однозначности, достаточности и проверяемости и признали его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
Иные доводы кассационной жалобы также не опровергают мотивированные выводы судов о несоответствии оспариваемого решения комиссии статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, в связи с чем суд правомерно обязал комиссию определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2303 в размере его рыночной стоимости, установленной в отчёте от 30.12.2013 N 521/13.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2014 года по делу N А19-5127/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.