г. Иркутск |
|
3 февраля 2015 г. |
N А58-2697/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Бурковой О.Н., Первушиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 года по делу N А58-2697/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.; апелляционный суд: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
Обслуживающий сельскохозяйственный потребительский кооператив "Фермер" (далее - ОСПК "Фермер", ОГРН 1061435058574, ИНН 1435179394) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент, ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280), о признании недействительным отказа Департамента от 27.02.2014 N 198-азо/14 в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:109001:351, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский наслег, ур. "Кислицино", площадью 239 019 кв.м; обязании Департамента в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ОСПК "Фермер" в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 14:35:109001:351, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский наслег, ур. "Кислицино", площадью 239 019 кв.м.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе приводит доводы о несогласии с выводами судов двух инстанций о нарушении административным органом прав и законных интересов заявителя в связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность. Считает, что в рамках настоящего спора надлежащее использование арендуемого земельного участка истцом не подтверждено.
В отзыве на кассационную жалобу, ОСПК "Фермер" ссылается на необоснованность ее доводов, просит принятые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОСПК "Фермер" зарегистрирован в качестве юридического лица 31.10.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия). Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности кооператива является предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, одним из дополнительных видов деятельности является предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур, разведение крупного рогатого скота.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 17.08.2007 N Р-1292 ОСПК "Фермер" предоставлены на праве аренды сроком до 01.08.2017 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямкий наслег для ведения сельскохозяйственного производства, согласно приложению, в том числе, ур. "Кислицино".
Между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (арендодатель) и ОСПК "Фермер" (арендатор) 16.05.2008 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 12, согласно условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 14:35:109001:351, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский наслег, ур. "Кислицино", площадью 239 019 кв.м, для сельскохозяйственного производства на срок с 17.08.2007 до 01.08.2017.
Договор зарегистрирован в установленном законе порядке, земельный участок передан по акту приема-передачи.
31.01.2014 ОСПК "Фермер" обратился в Департамент с заявлением о приватизации земельного участка (вх.N 221-азо/14).
Письмом от 27.02.2014 N 198-азо/14 Департамент отказал ОСПК "Фермер" в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с отсутствием согласования Управления сельского хозяйства Окружной администрации г. Якутска.
Полагая отказ Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ОСПК "Фермер" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ОСПК "Фермер" владел спорным земельным участком на праве аренды свыше трех лет.
Представленными актом проверки Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 02.07.2013 N 342, составленным по результатам проведенной проверки в отношении истца на предмет использования земельного участка по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом использования, установлено надлежащее использование спорного земельного участка, нарушений земельного законодательства не выявлено.
Согласно договору от 25.03.2013, заключенному между ОСПК "Фермер" (заказчик) и КФХ "Хвищевская" (исполнитель), исполнитель производит работы по ограждению с/х угодий (пашен), приобретает материалы для ограждения, ГСМ для вспашки и сенокосных угодий (для сенокоса), производи вспашку и сенокос на земельных участках, согласно приложению.
Из приложения N 1 к договору от 25.03.2013, справки Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хвищевской С.Л. от 23.07.2014, списка пайщиков, сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур следует, что КФХ "Хвищевская" является членом ОСПК "Фермер", земельный участок использовался по назначению, совместно реализована сельхозпродукция (картофель, капуста), статистический отчет сдан в Управление сельского хозяйства Окружной администрации г. Якутска.
Принимая во внимание содержание статьи 10 Закона N 101-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по представлению доказательств ненадлежащего использования истцом арендуемого земельного участка на Департамент.
Вышеуказанные обстоятельства использования истцом земельного участка в соответствии с его назначением Департаментом не опровергнуты, доказательств ненадлежащего использования арендуемого земельного участка не представлено, равно как не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установления запрета на приватизацию, а также доказательств их резервирования для государственных, муниципальных нужд, заинтересованным лицом.
Следовательно, суды двух инстанций на основании статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признали оспариваемый отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность несоответствующим пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ с возложением на административный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату испрашиваемый земельный участок.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2014 года по делу N А58-2697/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание содержание статьи 10 Закона N 101-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по представлению доказательств ненадлежащего использования истцом арендуемого земельного участка на Департамент.
Вышеуказанные обстоятельства использования истцом земельного участка в соответствии с его назначением Департаментом не опровергнуты, доказательств ненадлежащего использования арендуемого земельного участка не представлено, равно как не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установления запрета на приватизацию, а также доказательств их резервирования для государственных, муниципальных нужд, заинтересованным лицом.
Следовательно, суды двух инстанций на основании статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признали оспариваемый отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность несоответствующим пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ с возложением на административный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату испрашиваемый земельный участок."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2015 г. N Ф02-6696/14 по делу N А58-2697/2014