г. Иркутск |
|
11 февраля 2015 г. |
N А33-22372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Куликовой Д.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Шапран Н.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Максимовой Лилии Анатольевны (доверенность от 12.01.2015), открытого акционерного общества "Транссибирские магистральные нефтепроводы" в лице филиала "Красноярское районное нефтепроводное управление" - Платоновой Любови Григорьевны (доверенность от 09.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2014 года по делу N А33-22372/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Крицкая И.П., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (ОГРН 1025500514489, г. Омск, далее - ОАО "Транссибнефть", общество, с 05.12.2014 переименовано в акционерное общество "Транснефть - Западная Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ОГРН 1082468037915660009, г. Красноярск, далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 13.09.2013 N 253-о и действия Министерства, выразившиеся в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора водопользования и в отказе от заключения с заявителем без проведения аукциона договора пользования водным объектом - акваторией р. Кача, на расстоянии 70.0 км от устья водотока, площадью 0.002137 км2.; о признании недействительным протокола заседания аукционной комиссии от 13.11.2013 N 11/2; о признании договора водопользования N 24-17.01.03.005-Р-ДРБВ-С-2013-01761/00 от 26.12.2013 заключенным не на аукционе.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит изменить мотивировочную часть судебных актов в части исключения вывода об отсутствии оснований для приобретения заявителем права на заключение договора водопользования на аукционе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, о признании действия Министерства по проведению аукциона не соответствующими закону.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда о признании незаконными действий Министерства по проведению аукциона является ошибочным, основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Представитель Министерства подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Транссибнефть" на основании лицензии на водопользование от 28.12.2006 КРР 00273 БРИБВ, выданной Енисейским бассейновым водным управлением, использовало акватории рек Енисей, Кача и Кан для эксплуатации подводных переходов действующих магистральных нефтепроводов "Омск - Иркутск" высокого давления и "Анжеро-Судженск - Красноярск" условным диаметром трубы 1000 мм.
28.12.2011 срок действия указанной лицензии закончился. Руководствуясь требованиями Водного кодекса Российской Федерации, письмом от 30.07.2013 ОАО "Транссибнефть" обратилось к Министерству с заявлением о заключении договора водопользования по использованию акватории водного объекта на реке Кача (участок 414 км и участок на 443 км) для эксплуатации коридора магистральных нефтепроводов.
Министерство на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" разъяснило обществу, что право на заключение договора на водопользования с целью использования акватории водного объекта приобретается на аукционе. Указало на объявление аукционов и на возможность общества принять в них участие.
Согласно протоколу от 13.11.2013 N 11/2 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе, заявку подал один участник - ОАО "Транссибнефть", пунктом 4 протокола ОАО "Транссибнефть" предложено заключить договор водопользования в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
В адрес ОАО "Транссибнефть" направлен проект договора для его подписания и Протоколы заседания аукционной комиссии от 12.11.2013 N 11/1 и от 13.11.2013 N 11/2.
Договор водопользования N 24-17.01.03.005-Р-ДРБВ-С-2013-01761/00 был подписан сторонами 26.12.2013.
Общество, полагая, что указанные действия Министерства нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из того, что обществом не доказан факт нарушения своих прав и законных интересов. Суды также пришли к выводу о том, что основания для приобретения заявителем права на заключение договора водопользования на аукционе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 отсутствуют.
В силу части 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Согласно части 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ОАО "Транссибнефть" является собственником уже существующего сооружения - магистрального нефтепровода, то есть, договором водопользования не предусматривается размещение сооружения в будущем времени. При этом ни договор водопользования, ни аукционная документация не предусматривает разметку границ акватории водного объекта.
Таким образом, отсутствуют основания для приобретения заявителем права на заключение договора водопользования на аукционе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
Следовательно, вывод судов о том, что отсутствуют основания для приобретения обществом права на заключение договора водопользования на аукционе, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, является правильным.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судов двух инстанций, содержащиеся в мотивировочной части обжалуемых судебных актов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2014 года по делу N А33-22372/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Сонин |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.