г. Иркутск |
|
24 марта 2015 г. |
N А33-8340/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Захаровой Е.А.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Красноярского края Лапиной М.В. и ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Деньгиной Н.А.,
с участием в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Белоусовой Анастасии Геннадьевны (доверенность от 27.11.12, паспорт)
и в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" Александрова Павла Михайловича (доверенность от 25.06.2014 N 2, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по делу N А33-8340/2014 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д., суд апелляционной инстанции: Споткай Л.Е., Ишутина О.В., Петровская О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, г. Красноярск; далее - ОАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кедр 1" (ОГРН 1022401743077, г. Шарыпово; далее - ООО "Кедр-1", ответчик) о взыскании 88 800 рублей 46 копеек задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Кедр 1" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у него отсутствует обязанность по оплате теплоснабжения многоквартирного жилого дома, поскольку в принадлежащем ему нежилом помещении отсутствуют отопительные приборы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Красноярскэнергосбыт" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители ООО "Кедр 1" и ОАО "Красноярскэнергосбыт" подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на неё соответственно. Представитель ООО "Кедр 1" уточнил, что просит отменить как решение суда первой инстанции, так и постановление апелляционного суда по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Настоящий иск предъявлен управляющей организацией к собственнику нежилого помещения площадью 294,4 кв. м, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома, о взыскании фактически оказанных услуг по теплоснабжению общего имущества многоквартирного дома в период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Красноярскэнергосбыт" требования, суды обеих инстанций руководствовались частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 36, статьей 39, пунктом 5 части 2 статьи 153, частями 4, 7 статьи 155, частью 1 статьи 158, частями 2, 3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края в 2012 - 2014 годах" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п), условиями договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011, заключенного между истцом и ответчиком, и исходили из обоснованности требований истца, как по праву, так и по размеру.
Суд округа считает выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным судами нормам права.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1, 2 статьи 39 указанного Кодекса).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан, наряду с собственниками жилых помещений, нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу указанных Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 (подпункт "б" пункта 1) "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Для того, чтобы новые Правила могли применяться, с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 01.07.2012 устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
В соответствии с постановлением N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края в 2012 - 2014 годах подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО "Кедр 1" как собственник помещения в многоквартирном доме обязан компенсировать истцу расходы на теплоснабжение общего имущества дома пропорционально принадлежащей ему площади.
Произведенный ОАО "Красноярскэнергосбыт" расчет задолженности по теплоснабжению общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 судами проверен, признан правильным и ООО "Кедр 1" не оспорен.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание положения пунктов 15-28 Правил N 307, согласно которым корректировка осуществляется один раз в год при условии полного размера платы, начисленной именно потребителям тепловой энергии за год, а также довод об отсутствии у общества обязанности оплачивать расходы на теплоснабжение общего имущества по той причине, что ООО "Кедр 1" как раз не является потребителем тепловой энергии, поскольку в принадлежащем ему помещении отопительные приборы отсутствуют, отклоняется судом округа, как основанный на неправильном толковании вышеназванных норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года по делу N А33-8340/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
ООО "Кедр 1" обратилось с кассационной жалобой 30.01.2015, уплатив при этом государственную пошлину в сумме 2 000 рублей. Поскольку в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда с 01.01.2015 составляет 3 000 рублей, с ООО "Кедр 1" следует довзыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года по делу N А33-8340/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.