г. Иркутск |
|
8 апреля 2015 г. |
N А33-15551/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Бандурова Д.Н., Николиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шадчиной А.Е.,
при участии представителей гражданки, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющей статус индивидуального предпринимателя, Крухмалевой Татьяны Викторовны - Кузюковой Виктории Петровны (доверенность от 02.08.2013) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае Носик Ксении Николаевны (доверенность от 04.02.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу гражданки, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющей статус индивидуального предпринимателя, Крухмалевой Татьяны Викторовны на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года по делу N А33-15551/2014 Арбитражного суда Красноярского края (апелляционный суд: Шошин П.В., Магда О.В., Петровская О.В.),
установил:
гражданка, осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющая статус индивидуального предпринимателя, Крухмалева Татьяна Викторовна (ИНН 246312067330, ОГРНИП 305246304000106, далее - индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:52, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации нежилого здания, общая площадь 7 936 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - нежилое здание, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная,1, строение 1, в размере 34 352 000 рублей, соответствующем его рыночной стоимости, определенной в отчете ООО "Оценочная компания" N 11/2014 от 21.07.2014 по состоянию на 01.01.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, администрация города Красноярска, общество ограниченной ответственностью "Коммерц Строй", общество с ограниченной ответственностью "Торговый Квартал Сервис".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 октября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года решение суда первой инстанции отменено, иск оставлен без рассмотрения.
Не согласившись с постановление суда апелляционной инстанции, индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.В. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность обжалуемого судебного акта, в кассационной жалобе указывает на неправомерность применения судом апелляционной инстанции пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку нормы и правила гражданского законодательства не подлежат применению к налоговым правоотношениям; а также на отсутствие созданного внесудебного органа, уполномоченного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, на рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, на момент обращения истца с иском в суд, а также в период рассмотрения дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.07.2014 N 01/203/2014-961 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100234:52 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.12.2004 серии 24 ДГ N 006250 истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение N 3, общей площадью 226,4 кв.м, условный номер 24:50:0100234:0001:15023/15.1:3, расположенное в здании, находящемся по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр.1, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100234:52.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:52, по состоянию на 01.01.2011 установлена в размере 61 060 536 рублей 32 копейки.
В кадастровом паспорте от 18.06.2014 N 24/14-421239 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:52 указано, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 61 060 536 рублей 32 копейки.
Согласно отчету N 11/2014 от 21.07.2014, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:52 по состоянию на 01.01.2011 составляет 34 352 000 рублей.
В материалы дела представлено положительное экспертное заключение от 31.07.2014 N Э-210714-3 на отчет от 21.07.2014 N 11/2014, подготовленное Некоммерческим партнерством "Саморегулиуруемая организация оценщиков "Экспертный совет", согласно которому отчет от 21.07.2014 N 11/2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что определенная по результатам массовой кадастровой оценки земли кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федераци"" глава 3.1. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" была изложена в новой редакции.
На основании новой редакции статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действующей с 22.07.2014, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Таким образом, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) вводит для юридических лиц обязательное предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11), апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер и регулируются нормами гражданского законодательства.
Пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Из приведенной правовой нормы следует, что указание на неприменимость к индивидуальным предпринимателям тех или иных правил, регулирующих деятельность коммерческих организаций (юридических лиц), должно быть прямо предусмотрено соответствующим законом или иным правовым актом.
То обстоятельство, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) не поименованы в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулирующей порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, не может рассматриваться как вытекающая из закона или иного правового акта невозможность применения к индивидуальному предпринимателю правил, распространяющихся на юридические лица.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что для целей регулирования правоотношений, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости, в которые в процессе своей хозяйственной деятельности вступает индивидуальный предприниматель, применяются правила, регламентирующие деятельность юридических лиц.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вступил в законную силу 22.07.2014, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступлении их в законную силу.
Установив, что индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.А. обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка 01.08.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, которым были внесены вышеизложенные изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, правомерно пришел к выводу о том, что истцу до обращения в арбитражный суд надлежало обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении установления кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В отсутствие доказательств такого обращения истца в данную комиссию по рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, что свидетельствует о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, суд апелляционной инстанции, установив отсутствие надлежащей оценки судом первой инстанции обстоятельств соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и необходимости оставления иска без рассмотрения на основании положений пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы на отсутствие созданного внесудебного органа, уполномоченного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, на рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, на момент обращения истца с иском в суд, а также в период рассмотрения дела, отклоняются арбитражным судом округа, как несостоятельные, при наличии обязанности у заявителя представить доказательства соблюдения данной процедуры, установленной федеральным законом.
Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено. Выводы суда апелляционного инстанции основаны на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года по делу N А33-15551/2014 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что индивидуальный предприниматель Крухмалева Т.А. обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка 01.08.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, которым были внесены вышеизложенные изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, правомерно пришел к выводу о том, что истцу до обращения в арбитражный суд надлежало обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении установления кадастровой стоимости спорного земельного участка.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы на отсутствие созданного внесудебного органа, уполномоченного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, на рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, на момент обращения истца с иском в суд, а также в период рассмотрения дела, отклоняются арбитражным судом округа, как несостоятельные, при наличии обязанности у заявителя представить доказательства соблюдения данной процедуры, установленной федеральным законом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2015 г. N Ф02-909/15 по делу N А33-15551/2014