г. Иркутск |
|
9 апреля 2015 г. |
N А74-6390/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Коровкиной А.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Капулина Игоря Владимировича Сукало Ивана Алексеевича (доверенность от 15.09.2014, паспорт) и представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия Плесниковой Валентины Александровны (доверенность от 10.02.2015, паспорт),
с участием судьи, осуществляющего организацию сеанса видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия, Циплякова В.В., секретаря судебного заседания Лайсле М.Г.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Капулина Игоря Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2014 года по делу N А74-6390/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г., апелляционный суд: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Капулин Игорь Владимирович (далее - индивидуальный предприниматель Капулин И.В.) (ОГРНИП 305190109000032) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее - управление) (ОГРН 1041901008588, место нахождения: г. Абакан) от 09.09.2014 N 95-14/78 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, индивидуальный предприниматель Капулин И.В. обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить, принять по делу судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о наличии всех необходимых и достаточных оснований для привлечения индивидуального предпринимателя Капулина И.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не основаны на правильном применении норм материального права и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего спора, поскольку наличие вины в его действиях, как и факт совершения сделки с нерезидентом управлением не доказаны.
Кроме того, суды квалифицировали совершенную сделку как договор поставки без исследования обстоятельств, подтверждающих реализацию индивидуальным предпринимателем Капулиным И.В. товаров в режиме розницы.
В отзыве на кассационную жалобу управление, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель индивидуального предпринимателя Капулина И.В. поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил обжалуемые судебные акты отменить, представитель управления полагал судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения должностным лицом Хакасской таможни проверки на предмет соблюдения индивидуальным предпринимателем Капулиным И.В. валютного законодательства при реализации товаров по счету-фактуре N 23 от 28.05.2014 выявлен факт совершения незаконной валютной операции - принятие от нерезидента (гражданина Монголии) валюты Российской Федерации за проданные товары минуя счета в уполномоченных банках, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 04.08.2014 N 10604000-81/2014.
По данному факту индивидуальный предприниматель Капулин И.В. постановлением управления от 09.09.2014 N 95-14/78 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 275 рублей.
Индивидуальный предприниматель Капулин И.В., ссылаясь на нарушение данным постановлением его прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и его отмене.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Положениями статьи 1 указанного Федерального закона определено, что приобретение резидентом у нерезидента либо отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа признается валютными операциями; граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства являются резидентами; физические лица, не являющиеся резидентами, признаются нерезидентами.
Правило об осуществлении расчетов физическими лицами-резидентами при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках, а также исчерпывающий перечень данных операций, которые могут быть совершены физическими лицами-резидентами, минуя специальные банковские счета, установлен частью 3 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Из приведенной нормы следует, что валютные операции физических лиц-резидентов, связанные с наличными расчетами (вне зависимости от суммы сделки) с нерезидентами в валюте Российской Федерации при купле-продаже товаров (в том числе по договорам розничной купли-продажи), минуя счета в уполномоченных банках, данным перечнем не регламентированы, то есть валютным законодательством запрещены.
Обоснованно руководствуясь вышеизложенным, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений участвующих в деле лиц согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к правомерным выводам о том, что принятие индивидуальным предпринимателем Капулиным И.В. от гражданина Монголии наличных денежных средств в валюте Российской Федерации за проданный товар подпадает под общее требование об осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках, невыполнение которого является нарушением положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильной квалификации судами совершенной сделки не имеют правового значения, поскольку только юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, несостоятельны, поскольку они являлись предметом судебного исследования и оценки судов и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от установленных судами, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2014 года по делу N А74-6390/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.