г. Иркутск |
|
16 апреля 2015 г. |
N А78-7789/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 октября 2014 года по делу N А78-7789/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Судакова Ю.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (г. Чита;
ОГРН 1057536132323; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (г. Чита; далее - Жилищная инспекция) от 02.07.2014 N 1024.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 7 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 года, заявленное требование удовлетворено.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и заявляя об их отмене, Жилищная инспекция в кассационной жалобе оспаривает вывод судов о незаконности выданного ею предписания.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв со 2 по 9 апреля 2015 года до 12 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва в судебном заседании представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Как следует из материалов дела, в отношении общества Жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в связи с обращением граждан, проживающих по адресу Забайкальский край, пос. Амазар, ул. Клубная, 26.
Жилищной инспекцией при проведении проверки выявлено, что с 14.11.2008 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем обществом как исполнителем коммунальных услуг применяются показания общедомового прибора учета при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды и указанный прибор установлен в 2012 году.
Предписанием Жилищной инспекции от 02.07.2014 N 1024 обществу предписано в срок до 15.08.2014 произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям аварийного жилого дома с последующим их уведомлением.
Арбитражные суды двух инстанций по заявлению общества признали указанное предписание недействительным, поскольку исходили из того, что общество имеет право требовать плату за поставленные коммунальные услуги на основании показаний, учтенных прибором учета, установленного в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о несоответствии судебных актов нормам права и подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, к которым в силу части 5 указанной статьи названного Закона отнесены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Между тем согласно указанной норме права требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов (в том числе электрической энергии) не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Следовательно, при установлении факта, что общество учитывает при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды показания общедомового прибора учета в аварийном и подлежащим сносу жилом доме, у судов отсутствовали основания для постановки вывода о недействительности предписания по мотиву его несоответствия Закону об энергосбережении.
В этой связи вывод судов о том, что Закон об энергосбережении не содержит запрета на установку приборов учета в аварийном и подлежащем сносу объекте, является ошибочным.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Согласно предписанию на общество возложена обязанность произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям аварийного жилого дома с последующим их уведомлением.
Арбитражными судами не установлены обстоятельства относительно правомерности, обоснованности, исполнимости возложенной на общество обязанности, вследствие чего с учетом выводов, изложенных в настоящем постановлении, судебные акты по данному делу подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 октября 2014 года по делу N А78-7789/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.