г. Иркутск |
|
30 апреля 2015 г. |
N А58-2563/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Уманя И.Н., Попова О.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2014 года по делу N А58-2563/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, далее - ОАО "ДГК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ИНН 1434027060, ОГРН 1031401720162, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, далее - комитет, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 5 145 рублей 94 копеек, в том числе 4 631 рубля суммы неосновательного обогащения и 514 рублей 94 копеек суммы процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2013 по 13.10.2014, а также суммы процентов за пользование чужими денежными средствами с 14.10.2014 по день фактической оплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2014 года, исковые требования удовлетворены полностью.
Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что нормативно-правовые акты о порядке определения арендной платы и утверждения ставки арендной платы, на которые ссылается истец и суд, приняты в отношении федеральной собственности, в то время как спорные земельные участки, арендованные истцом, являются земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, либо муниципальной собственностью; ответчик при расчете размера арендной платы, утверждении ставок арендной платы за земли государственная собственность на которые не разграничена на территории Нерюнгринского района, руководствуется Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 26 от 26.01.2008 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", а также нормативно-правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления Нерюнгринского района.
Заявитель жалобы также ссылается на нарушение судом процессуального порядка рассмотрения дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьёй 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между комитетом (арендатор) и обществом (арендодатель) заключены договоры аренды расположенных в Нерюнгринском районе земельных участков от 09.01.2007 N 37, N 51, N 58, N 63, N 66, N 67, N 102, от 02.02.2009 N 13.
В соответствии с условиями перечисленных договоров ставка арендной платы за арендуемые земельные участки установлена в размерах: 2%, 4% от кадастровой стоимости участка.
Указанные земельные участки предоставлены обществу из неразграниченных публичных земель Нерюнгринского района для целей эксплуатации линий электропередачи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
В период с первого по четвертый квартал 2013 года по указанным выше договорам аренды, кроме договора N 102 от 09.01.2007, по которому в период с первого по третий квартал 2013 года, истцом произведено внесение арендной платы, рассчитанной ответчиком, исходя из базовых ставок арендной платы утвержденных решением 7 сессии депутатов Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 на общую сумму 21 754 рубля.
Полагая перечисленные обществом платежи по договорам аренды за указанные периоды в части суммы 4 631 рубля излишне уплаченными, ОАО "ДГК" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 395, 424, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)", а также учел правовые подходы, сформулированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
При этом Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) пришел к выводу о неправильном начислении комитетом арендной платы и применил к арендуемым истцом земельным участкам установленную Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 ставку арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения объектов электроэнергетики в размере 1,29 рублей за кв.м, в связи с чем признал перечисленные обществом платежи по договорам аренды за спорные периоды в части суммы 4 631 рубля излишне уплаченными, расценив данную сумму в качестве возникшего на стороне комитета неосновательного обогащения.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что арендная плата за публичные земли является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды) размер арендной платы определяется договором аренды. При этом указанной нормой закреплено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Реализуя такое правомочие, Правительство Российской Федерации Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом закрепленные Постановлением N 582 принципы сформулированы как основные начала, общие базовые правила, раскрыто содержание каждого из них.
Пунктом 5 (абзац 5) Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582 (далее - Правила) (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическим указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
В период действия спорных договоров аренды земельных участков Минэкономразвития России Приказом от 22.09.2011 N 507 определило размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвердив ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
Установив, что спорные земельные участки арендовались истцом для целей эксплуатации линий электропередачи, в том числе линейно-кабельных сооружений, суды применили к этим участкам ставки, утвержденные Минэкономразвития России.
Между тем Правила, утвержденные постановлением N 582, определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Постановлением N 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена.
Требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 582 Правила также не содержат.
Изложенные подходы к толкованию приведенных правовых норм следуют из определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и они отличны от ранее применяемых в практике арбитражных судов и согласующихся с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях: от 17.04.2012 N 15837/11, от 17.12.2013 N 10782/13, от 17.12.2013 N 9707/13, согласно которой принцип экономической обоснованности трактовался как не допускающий превышения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена), над ставками, установленными Постановлением N 582 для земель федеральной собственности с аналогичными характеристиками.
В этой связи при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения, который в установленном порядке не признан противоречащим действующему законодательству.
При этом суд кассационной инстанции обращает внимание на необходимость применения к спорным правоотношениям (с учетом их особенностей) положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающих исчисление годовой арендной платы в размере, не превышающем двух процентов кадастровой стоимости участков, для земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований общества о взыскании с комитета неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами основаны на неправильном толковании закона, что в силу пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку оценка расчета размера неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами по заявленным требованиям подлежит проверке с учетом установления фактических обстоятельств по делу, суд кассационной инстанции в силу определенных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий лишен возможности принять новый судебный акт, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции правильно применить нормы материального права и разрешить спор в соответствии с положениями действующего законодательства.
Доводы о нарушении норм процессуального законодательства при формировании состава суда, в частности положений статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения и опровергаются имеющимся в материалах дела распоряжением о замене судьи (л.д. 37 т.2).
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2014 года по делу N А58-2563/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2014 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.Н. Бандуров |
Судьи |
О.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.