Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 9707/13 Суд отменил кассационное постановление, оставив без изменения решение суда первой инстанции о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 N 460-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предприниматель обратился в суд с целью оспорить региональный акт в части изменения им правил расчета платы за аренду земли.

Президиум ВАС РФ счел, что оспариваемые нормы незаконны, и пояснил следующее.

По ЗК РФ правила определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения по федеральным, региональным или муниципальным землям устанавливаются Правительством РФ, органами госвласти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

С 04.08.2009 отдельным актом были введены Основные принципы определения арендной платы при аренде государственных или муниципальных участков.

Данные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю.

Это касается всех случаев, когда размер платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а должен устанавливаться соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Арендная плата за указанные участки регулируется в нормативном порядке. Поэтому принятие органами власти актов, редактирующих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких участков (независимо от воли сторон этих соглашений).

Причем вносить в текст договоров соответствующие изменения не требуется.

Таким образом, принятие подобного акта - достаточное основание для корректирования размера арендной платы.

Кроме того, Президиум отметил, что данный акт не может предусматривать различные методики определения регулируемой арендной платы за публичные земли и тем самым приводить к тому, что устанавливается различный размер арендной платы для участков (отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям).

В противном случае такой акт будет создавать дискриминационные условия. Соответственно, он будет противоречить Закону о защите конкуренции.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 9707/13


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2014 г., N 3


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 11.02.2014