г. Иркутск |
|
8 мая 2015 г. |
N А19-15580/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 мая 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Коммунальник" - Новикевич Дарьи Вячеславовны (доверенность от 20.04.2015), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - Рубцовой Ирины Алексеевны (доверенность от 16.02.2015 N 15),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2014 года по делу N А19-15580/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Архипенко А.А., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "КОММУНАЛЬНИК" (ОГРН 1073815000830, г. Бирюсинск, Иркутская область, далее - ОАО "КОММУНАЛЬНИК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, указанного в сообщении от 10.09.2014 N 10/018/2014-501, N 10/018/2014-504, N 10/018/2014-503, N 10/018/2014-505, N 00/08-10-532 и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на следующие объекты недвижимости:
сооружение с кадастровым номером 38:00:000000:271, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, промышленная зона, 3Н-1;
сооружение с кадастровым номером 38:29:030102:867, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/9-2;
сооружение с кадастровым номером 38:29:030102:868, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/10-1;
сооружение с кадастровым номером 38:29:030102:863, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/54.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "КОММУНАЛЬНИК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты.
По мнению заявителя жалобы, к рассматриваемым правоотношениям необходимо применить положения пункта 62 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 22.04.2015 до 15 часов 29.04.2015, о чем сделано публичное извещение.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, решением единственного учредителя о создании ОАО "КОММУНАЛЬНИК" от 02.07.2007, утвержденного решением собрания кредиторов открытого акционерного общества "Бирюсинский гидролизный завод" (далее - ОАО "БГЗ") (протокол от 02.07.2007 N 06), в порядке замещения активов в процедуре банкротства ОАО "БГЗ" (дело N А19-30116/05-29) в соответствии со статьей 141 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", учреждено новое открытое акционерное общество "КОММУНАЛЬНИК", зарегистрированное в качестве юридического лица 27.07.2007.
Размер уставного капитала ОАО "КОММУНАЛЬНИК" утвержден в размере 96 046 500 рублей, определена категория акций ОАО "КОММУНАЛЬНИК" - обыкновенные бездокументарные акции, в количестве 96 046 500 штук, номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Порядком оплаты акций определена передача имущества от учредителя ОАО "БГЗ" к ОАО "КОММУНАЛЬНИК" на сумму 96 046 500 рублей, в составе имущества, определенного решением собрания кредиторов ОАО "БГЗ" от 02.07.2007.
Во исполнение вышеуказанного решения 01.08.2007 по акту приема-передачи имущества и приложением N 1 к нему ОАО "БГЗ" передало ОАО "КОММУНАЛЬНИК" имущество, стоимостью 96 046 500 рублей, в том числе нежилые здания:
- сооружение с кадастровым номером 38:00:000000:271, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, промышленная зона, 3Н-1;
- сооружение с кадастровым номером 38:29:030102:867, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/9-2;
- сооружение с кадастровым номером 38:29:030102:868, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/10-1;
- сооружение с кадастровым номером 38:29:030102:863, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Горького, 1/54.
Государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого от ОАО "БГЗ" к ОАО "КОММУНАЛЬНИК" не осуществлялась.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.01.2011 по делу N А19-30116/2005 в отношении ОАО "БГЗ" завершена процедура конкурсного производства.
01.03.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении ОАО "БГЗ" из Единого государственного реестра юридических лиц.
22.07.2014 ОАО "КОММУНАЛЬНИК" обратилось в Тайшетский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлениями N 38-38-10/018/2014-501, N 38-38-10/018/2014-503, N 38-38-10/018/2014-504, N 38-38-10/018/2014-505, о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, приобретенные в счет оплаты акций ОАО "КОММУНАЛЬНИК".
К указанным заявлениям обществом приложены следующие документы:
- доверенность от 19.12.2014 N 1167477, серия 38 А А, Алшапова О.В. 19.12.2013, реестровый номер 9-7467;
- определение от 02.06.2014;
- чеки от 17.07.2014 N N 1999851637, 1999851637, 1999851637, 1999850330 на сумму 15 000 рублей каждый, о чем в книгу учета входящих документов N 38-38-10/018/2014 внесены записи NN 505, 504, 503, 501, заявителю выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию права собственности.
Письмом Росреестра 10.09.2014 N 10/018/2014-501, N 10/018/2014-504, N 10/018/2014-503, N 10/018/2014-505, N 00/08-10-532 обществу сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Полагая, что отказ противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в Главе III Закона о государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В статье 20 Закона о государственной регистрации содержится перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. В частности в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Основанием для отказа обществу в регистрации права послужили следующие обстоятельства: непредставление документов, подтверждающих права собственности ОАО "БГЗ" на объекты недвижимого имущества, заявления о государственной регистрации права собственности ОАО "БГЗ", заявления о переходе права собственности от ОАО "БГЗ" к ОАО "КОММУНАЛЬНИК".
Пунктом 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие этого Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества. При этом государственная регистрация возникшего до введения в действие этого Закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 14397/11, в случае государственной регистрации перехода права собственности от учредителя к вновь созданному им юридическому лицу и одновременной государственной регистрации права собственности за таким юридическим лицом право собственности учредителя должно быть зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРП.
Если право собственности учредителя не было зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП, а учредитель ликвидирован, то вновь созданное юридическое лицо представляет в регистрирующий орган для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости акты учредителя о распоряжении имуществом в форме внесения его в уставный капитал, документы, подтверждающие исполнение этих актов, то есть передачу имущества во владение, а также документы, свидетельствующие о приобретении учредителем права собственности на недвижимое имущество.
Из материалов дела усматривается, что заявитель не представил регистратору документы, подтверждающие права собственности ОАО "БГЗ" на объекты недвижимого имущества, а также заявление о переходе права собственности от ОАО "БГЗ" к ОАО "КОММУНАЛЬНИК".
При таких обстоятельствах, вывод регистрирующего органа о невозможности регистрации права собственности ОАО "КОММУНАЛЬНИК" является верным и соответствующим нормам Закона о государственной регистрации прав.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно и правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, указанного в сообщениях от 10.09.2014 N 10/018/2014-501, N 10/018/2014-504, N 10/018/2014-503, N 10/018/2014-505, N 00/08-10-532.
Доводы, приведенные ОАО "КОММУНАЛЬНИК" в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют о не согласии заявителя кассационной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2014 года по делу N А19-15580/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1).
...
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 14397/11, в случае государственной регистрации перехода права собственности от учредителя к вновь созданному им юридическому лицу и одновременной государственной регистрации права собственности за таким юридическим лицом право собственности учредителя должно быть зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРП."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 мая 2015 г. N Ф02-1613/15 по делу N А19-15580/2014