г. Иркутск |
|
15 мая 2015 г. |
N А10-2972/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2014 года по делу N А10-2972/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, г. Улан-Удэ) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации ограничений (обременений) права на земельный участок с кадастровым номером 03:09:660101:562, подлежащий изъятию в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 13.02.2014 N 60-р, оформленного в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 11.04.2014 N 06/009/2014-213.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федяев Сергей Константинович (далее - Федяев С.К.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 1 статьи 279, пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 4, пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации ограничений (обременений) права на упомянутый земельный участок, ссылаясь на то, что изъятие земельного участка, осуществляемое в публичных интересах, не требует предварительного согласования с лицом, у которого будет изъят земельный участок, следовательно, государственная регистрация может быть осуществлена вопреки желанию обладателя права на земельный участок; государственная регистрация ограничений (обременений) прав в публичных интересах осуществляется по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя по перерегистрации права в связи с изменением объекта; считает, что право Федяева С.К. на спорный земельный участок возникло в силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому отсутствует необходимость в государственной регистрации права на этот земельный участок как обязательное условие регистрации обременения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что спорный земельный участок был образован из другого земельного участка. В отношении земельных участков, образованных путем раздела исходного земельного участка, право собственности считается возникшим с момента государственной регистрации права на спорный земельный участок. Поскольку сведения об участке в государственном кадастре недвижимости носят "временный" характер", право собственности на него не считается возникшим в силу закона. Право собственности на исходный земельный участок, из которого был образован изымаемый, прекратит свое существование только с момента регистрации права собственности соответствующего лица на все образованные участки; регистрация решения об изъятии образованного земельного участка не повлечет прекращение права на исходный земельный участок, который будет считаться полноценным объектом недвижимого имущества, находящимся в собственности соответствующего лица всей своей площадью.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 28 апреля 2015 года до 7 мая 2015 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании также не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Федяеву С.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 03:09:660101:321 площадью 520 362 мI, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.08.2014 N 01/333/2014-592.
В соответствии с государственным контрактом от 06.08.2013 N 1051 на выполнение кадастровых работ, составление межевых планов и постановку на кадастровый учет 57 земельных участков под опорами ВЛ-35 кВ в Кабанском районе Республики Бурятия, заключенным между Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Техническая инвентаризация" (подрядчик), и техническим заданием к нему ООО "Техническая инвентаризация" выполнены кадастровые работы, составлены межевые планы и поставлены на кадастровый учет земельные участки под опорами ВЛ-35 кВ в Кабанском районе Республики Бурятия. Земельный участок площадью 4 м2 по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, находившийся на земельном участке с кадастровым номером 03:09:660101:321, 02.09.2013 поставлен на кадастровый учет за номером 03:09:660101:562. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.03.2014 в отношении земельного участка 03:09:660101:562 сведения о данном земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера - 03.09.2018.
В целях размещения ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая" 13.02.2014 Правительством Республики Бурятия издано распоряжение N 60-р об изъятии путем выкупа для государственных нужд Республики Бурятия части земельных участков, категория - земли сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка с кадастровым номером 03:09:660101:562 площадью 4 м2, выделенного из состава земельного участка с кадастровым номером 03:09:660101:321, находящегося в частной собственности Федяева С.К. и расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район. Согласно пункту 2.1 названного распоряжения Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия необходимо в месячный срок с даты вступления в силу настоящего распоряжения обеспечить его государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Министерство 25.02.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации изъятия земельного участка для государственных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:660101:562 по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район.
Уведомлением от 13.03.2014 N 06/009/2014-213 Управление Росреестра сообщило Министерству о приостановлении государственной регистрации на срок с 13.03.2014 до 11.04.2014.
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.04.2014 N 06/009/2014-213 Управление Росреестра отказало Министерству в государственной регистрации решения об изъятии земельного участка 03:09:660101:562 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Министерство, полагая, что отказ в государственной регистрации, оформленный в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 11.04.2014 N 06/009/2014-213, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, причиной отказа регистрирующим органом в государственной регистрации изъятия земельного участка на основании упомянутой нормы Закона послужило отсутствие государственной регистрации каких-либо прав в отношении этого земельного участка с кадастровым номером 03:09:660101:562 площадью 4 м2.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела судебными инстанциями) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (пункт 1). Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого отказа) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Под ограничением (обременением) в силу статьи 1 Закона о государственной регистрации следует понимать наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Суды, установив, что в действующем на момент разрешения спора законодательстве отсутствовал специальный порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающего на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правомерно посчитали подлежащими применению общие правила для государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки в соответствии с Законом о государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации, устанавливающей порядок проведения государственной регистрации прав, государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Исходя из правового смысла и содержания приведенных норм права, принимая во внимание положения абзаца 3 статьи 61 раздела V Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (действовавших в период возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела судом первой инстанции), суды правильно посчитали, что регистрация ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Федяеву С.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 03:09:660101:321 площадью 520 362 мI. В целях изъятия земельных участков для размещения ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая" из названного земельного участка выделен земельный участок площадью 4 м2, и поставлен на кадастровый учет за номером 03:09:660101:562. При этом согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.03.2014 в отношении земельного участка 03:09:660101:562 сведения о данном земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера - 03.09.2018. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 11.09.2014 N 01/375/2014-129 в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 03:09:660101:562.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что при отсутствии государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 03:09:660101:562 и отсутствии сведений об этом участке в ЕГРП у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на данный земельный участок.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая названные выводы, указывает, что возможность изъятия земельного участка осуществляемого в публичных интересах, не требует предварительного согласования с лицом, у которого будет изъят земельный участок, следовательно, государственная регистрация может быть осуществлена вопреки желанию обладателя права на земельный участок; государственная регистрация ограничений (обременений) прав в публичных интересах осуществляется по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя по перерегистрации права в связи с изменением объекта.
Однако заявитель кассационной жалобы не учитывает, что названное не влияет на необходимость соблюдения порядка государственной регистрации ограничения (обременения) земельного участка, установленного действующим законодательством, в силу которого требуется обязательное наличие в ЕГРП записи о правах на соответствующий земельный участок.
При таких условиях, поскольку, как установили суды, в рассматриваемом случае на государственную регистрацию не были представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации правомерно признан судами соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судами двух инстанций, обоснованно отклонены, и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, как не опровергающие названное и не свидетельствующие о наличии правовых оснований для переоценки выводов судов двух инстанций, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2014 года по делу N А10-2972/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.