г. Иркутск |
|
30 июня 2015 г. |
Дело N А19-11832/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей: Качукова С.Б., Клепиковой М.А.,
при участии представителей Министерства финансов Иркутской области Клеофастова Богдана Петровича (доверенность от 29.12.2014), администрации города Иркутска Михайловой Юлии Александровны (доверенность от 11.06.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2014 года по делу N А19-11832/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.; апелляционный суд: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, г. Иркутск; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) о взыскании 13 987 560 рублей убытков, понесенных в связи с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору социального найма.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, г. Иркутск; далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе министерство финансов просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами статей 200, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов), несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Министерство финансов указало, что суды не установили все обстоятельства для взыскания убытков в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд первой инстанции в отсутствие правовых оснований возложил расходные обязательства на Иркутскую область. По утверждению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции неправомерно оказал ответчику в применении исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возразила против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
Министерство социального развития ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
В судебном заседании представители ответчика и истца поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что на основании решений судов общей юрисдикции администрация предоставила детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Русанец П.И., Ивановой Н.И., Аникиной Н.А., Волобуевой Е.Б., Волобуевой Т.Б., Руденко М.М., Шихову Е.Ш., Томиловой А.М., Тельманову А.С., Федотовой Н.В., Вершининой М.И. жилые помещения.
Исходя из положений статьи 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях), части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов, суды пришли к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В связи с чем подлежит отклонению довод ответчика о неправомерном отнесении расходных обязательств на Иркутскую область.
Установив, что переданные в социальный наем квартиры стоимостью 13 987 560 рублей выбыли из владения администрации, в связи с чем истец не может свободно распоряжаться ими, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в соответствии со статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, является необоснованным довод министерства финансов об отсутствии обстоятельств для взыскания убытков.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд неправомерно отказал ответчику в применении исковой давности, отклоняется в силу следующего.
Исходя из положений статьи 196, пункта 2 статьи 199, пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации суды пришли к правильному выводу, что срок исковой давности начинает течь с момента, когда администрация исполнила решения суда общей юрисдикции, то есть с момента заключения договоров социального найма жилых помещений в 2013 и 2014 годах. В данном случае право на иск возникло у администрации именно с указанного момента, поскольку обязанность обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением должна была быть исполнена за счет средств бюджета Иркутской области. Без такого исполнения, у администрации не было доказательств несения названных расходов и права на компенсацию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2014 года по делу N А19-11832/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
КОПИЯ ВЕРНА
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Специалист
_____________ ( _____________ )
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.