г. Иркутск |
|
1 июля 2015 г. |
Дело N А19-16903/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: от Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области - Шуруповой Наталии Владимировны (доверенность от 25.09.2014), от Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов - Шатрова Степана Александровича (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2014 года по делу N А19-16903/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
Усольское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН: 1033800002367; место нахождения: Иркутская область, город Усолье-Сибирское; далее - заявитель, отделение общественной организации, Усольское РО) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области (ОГРН: 1083808002630; место нахождения: город Иркутск; далее - Служба) с заявлением о признании незаконным отказа от 09.07.2014 N 84-39-975/14.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2015 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, отделение общественной организации обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Служба указывает на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Службы подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 17.06.2015, объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 24.06.2015.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель 06.06.2014 обратился в Службу с письмом, в котором просил включить Усольское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в состав охотопользователей при подготовке проекта Указа о распределении лимита и установлении квот добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области в период с 01.08.2014 по 01.08.2015 на охотничьи угодья Усольского района согласно долгосрочной лицензии на пользования объектами животного мира серии N 0003206.
Письмом от 09.07.2014 Служба уведомила отделение общественной организации о том, что порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и Экологии РФ от 29.06.2010 N 288.
В связи с тем, что поданное организацией заявление подано с нарушением установленного порядка, заявителю предложено обратиться в установленном порядке.
Организация, посчитав, что указанным ответом, ей отказано во включении в состав охотопользователей при подготовке проекта Указа о распределении лимита и установлении квот добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области в период с 01.08.2014 по 01.08.2015 на охотничьи угодья Усольского района согласно долгосрочной лицензии на пользования объектами животного мира серии N 0003206, обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежащих защите с использованием избранного способа.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ и пункту 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 (далее - Порядок), лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
В соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, пунктами 4 и 5 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие, охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с такой заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия, на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи (пункты 9 и 9.1 Порядка).
Форма и содержание заявки установлены указанным Порядком (пункт 4 Порядка). Как установлено судами, на основе материалов дела, заявителем, при обращении в Службу, как уполномоченный орган с заявкой на установление квот добычи охотничьих ресурсов, не была соблюдена установленная Порядком форма и содержание заявки. Данный факт не отрицается и заявителем.
Исходя из этого судом апелляционной инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что в связи с несоблюдением организацией формы обращения и не представления ею сведений, установленных Порядком, у Службы не было законных оснований удовлетворять заявление организации от 06.06.2014 N 10, в связи с чем она правомерно отказала заявителю, предложив обратиться повторно с соблюдением установленного порядка.
Доводы заявителя об отсутствии у него сведений, подлежащих отражению в заявлении установленной формы, обоснованно признаны судом апелляционной инстанции не имеющими правового значения при оценке надлежащего обращения заявителя с указанным заявлением в Службу.
Доводы кассационной жалобы о необходимости оценки обстоятельств, предшествовавших обращению заявителя в Службу, а также учета решения Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2014 года по делу А19-16214/2012, рассмотрены судом кассационной инстанции. При этом наличие обстоятельств, свидетельствующих об исключении обращения заявителя из общих правил, установленных Порядком, а также о невозможности соблюдения Порядка, не установлено. В связи с этим выводы суда апелляционной инстанции о правомерности отказа Службы и предложении обратиться повторно с соблюдением установленного порядка, признаны правильными.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2014 года по делу N А19-16903/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.