город Иркутск |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А78-9814/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2014 года по делу N А78-9814/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Перевалова Е.А., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Доржиев Э.П., Скажутина Е.Н.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Отрощенко Сергей Михайлович (ОГРН 30575361650042, г. Чита; далее - индивидуальный предприниматель Отрощенко С.М., истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501176053, г. Чита), Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, г. Чита; далее - ответчик) о взыскании 274 487 рублей убытков, связанных с предоставлением права проезда пассажирам, имеющим льготы, на основании договоров N 34 от 04.02.2013, N 11 от 31.12.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство территориального развития Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2015 года, иск к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края удовлетворен. Производство по делу в части требований к Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" прекращено в связи с отказом истца от иска в названной части.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Забайкальский край в 2013 году исполнил обязательства по компенсации убытков; Министерство финансов Забайкальского края не является участником договора; надлежащим ответчиком по делу является Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита"; убытки подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета; в случае установления судами обоснованности заявленных требований к Забайкальскому краю надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель средств бюджета Забайкальского края Министерство территориального развития Забайкальского края.
В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Отрощенко С.М. с изложенными в ней доводами не согласился, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просил в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, между Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Отрощенко С.М. (исполнитель) заключены договоры N 34 от 04.02.2013 и N 11 от 31.12.2013 на компенсацию убытков по перевозке льготной категории пассажиров (в редакции дополнительных соглашений N 9 от 28.06.2013, N 40 от 26.09.2013; N 67 от 15.08.2014).
Согласно условиям названных договоров исполнитель обязался предоставить транспортные услуги по перевозке льготной категории пассажиров по муниципальной транспортной сети городского округа "Город Чита" по городскому маршруту N 22 в соответствии с Законом Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", а заказчик, в свою очередь, возместить исполнителю убытки по перевозке льготной категории пассажиров, после предоставления исполнителем отчета об оказанных услугах в соответствии с Порядком компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425.
Ссылаясь на неполное возмещение ответчиком убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из их обоснованности, как по праву, так и размеру.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 790 названного Кодекса за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1). В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" предусмотрено право на льготный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для граждан, оказание мер социальной поддержки которым является расходным обязательством Российской Федерации и Забайкальского края, и пенсионеров, проживающих на территории Забайкальского края, и установлена 50% скидка со стоимости проезда.
В соответствии со статьей 3 данного Закона порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае, устанавливается Правительством Забайкальского края, на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае - в соответствии с законом Забайкальского края.
Порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425.
Вышеназванным Порядком (в редакции, действовавшей в спорный период оказания истцом услуг по перевозке) установлены правила компенсации убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки, согласно которым Министерство финансов Забайкальского края на основании представленных Министерством территориального развития Забайкальского края сводных отчетов, сформированных на основании представленных перевозчиками, а также организациями железнодорожного транспорта, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отчетов о компенсации убытков в виде 50-процентной скидки со стоимости проезда отдельным категориям граждан, производит компенсацию убытков в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.
В случае отсутствия межбюджетных трансфертов бюджету Забайкальского края на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Забайкальского края отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, покрытие указанных расходов производится за счет средств бюджета Забайкальского края (п. 8 Порядка).
Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив условия заключенного между сторонами договора и руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу, что убытки, понесенные истцом в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, относятся к бюджетным расходам субъекта Российской Федерации.
Довод о том, что при удовлетворении иска к Забайкальскому краю надлежащим ответчиком должно являться Министерство территориального развития Забайкальского края, является несостоятельным.
В пункте 17 Постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, определяя ответчиком по делу Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края, суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2014 года по делу N А78-9814/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2015 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2014 года по делу N А78-9814/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2015 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.