г. Иркутск |
|
14 мая 2008 г. |
Дело N А19-13517/07-11-Ф02-1948/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска Салимовой Л.Р. (доверенность N 11/23 от 23.01.2008), Баранова П.В. (доверенность от 21.01.2008 N 11-16), Звягинцева А.Г. (доверенность от 26.12.2007 N 11/34) и открытого акционерного общества "Востокэнергомонтаж" Вацет А.О. (доверенность от 01.09.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на решение от 3 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 18 февраля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-13517/07-11 (суд первой инстанции - Филатов Д.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Лешукова Т.О.),
установил:
Открытое акционерное общество "Востокэнергомонтаж" (далее - общество, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция), выразившееся в уклонении от списания задолженности общества по пеням и штрафам в сумме 121 013 650 рублей и обязании налоговую инспекцию произвести списание задолженности по пеням и штрафам во внебюджетные фонды в сумме 121 013 650 рублей.
Решением от 3 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в уклонении от списания задолженности по пеням и штрафам в сумме 110 426 031 рубль 67 копеек, как не соответствующее требованиям пункта 2 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699. Суд первой инстанции обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения путем списания задолженности по пеням и штрафам во внебюджетные фонды в сумме 110 426 031 рубль 67 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 февраля 2008 года решение суда отменено. Принят новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований. Признано незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в уклонении от списания задолженности по пеням и штрафам в сумме 110 426 031 рубль 67 копеек. Суд апелляционной инстанции обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения путем списания задолженности по пеням и штрафам во внебюджетные фонды в сумме 110 426 031 рубль 67 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, списание задолженности по пеням и штрафам во внебюджетные фонды налоговой инспекцией не производилось, поскольку налогоплательщиком на 01.01.2007 допущена неполная уплата 15 % задолженности по пеням и штрафам согласно решению о реструктуризации. В связи с чем, полагает налоговая инспекция, нарушений законодательства, а также прав и законных интересов налогоплательщика допущено не было.
Общество в отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции указало на несостоятельность ее доводов и просило оставить судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, 14.01.2002 налоговой инспекцией было вынесено решение N 51 о проведении реструктуризации задолженности общества по состоянию на 01.12.2001 во внебюджетные фонды в сумме 75 199 000 рублей со сроком уплаты в течение 5 лет и задолженности по пени и штрафам в размере 247 180 000 рублей со сроком уплаты 15 процентов задолженности начиная с 1 квартала 2002 года равными долями в течение 5 лет. Пунктом 3 указанного решения было предусмотрено, что при выполнении в полном объеме условий реструктуризации производится списание 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.
С учетом изменений, внесенных в указанное решение налоговой инспекции на основании решений Арбитражных судов Красноярского края, Иркутской области, Читинской области, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия), а также дополнительного включения сумм пени, начисленных за период с 01.01.2001 по 14.01.2002, сумма реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам, согласно решения налоговой инспекции от 25.04.2006 N 1, составила 142 369 000 рублей. Соответственно, к уплате подлежали пени и штрафы в сумме 21 355 350 рублей (15 % от 142 369 000).
Полагая, что решение о реструктуризации задолженности со стороны общества было выполнено полностью, а также, считая подлежащей списанию 85 процентов задолженности по пени и штрафам в сумме 121 013 650 рублей, налогоплательщик письмом от 26.07.2007 N 125 обратился в налоговую инспекцию о списании указанной задолженности.
Налоговой инспекцией 06.09.2007 налогоплательщику направлен ответ (исх.N 14-10/18952), согласно которому налоговая инспекция воздерживается от принятия соответствующего решения о списании задолженности по пени и штрафам в связи с отсутствием данных от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республики Бурятия об уточнении суммы, принятой к реструктуризации и подлежащей списанию.
Общество, считая бездействие налоговой инспекции, выразившееся в уклонении от списания задолженности по пени и штрафам в сумме 121 013 650 рублей неправомерным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности налоговой инспекцией правомерности включения в состав задолженности, подлежащей реструктуризации, задолженности по пени в сумме 15 240 740 рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации, по которой налоговой инспекцией пропущен срок для принудительного взыскания. Кроме того, суды указали, что действующим законодательством не предусмотрено для списания 85 процентов задолженности по пени и штрафам такое условие, как уплата в полном объеме 15 процентов задолженности по пени и штрафам.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает указанные выводы судов правильным.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 (далее - Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам), в отношении одной организации проводится одновременно реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам на срок не более 5 лет (в отношении бюджетных учреждений, а также государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему, - на срок не более 10 лет), а также о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Судами обеих инстанций сделан правомерный вывод о том, что из буквального толкования названного пункта следует, что списание 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам является непременным условием реструктуризации задолженности. При этом данное условие должно быть реализовано в момент принятия налоговой инспекцией решения о реструктуризации задолженности по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам. При этом Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам не связывает возможность списания пеней и штрафов с исполнением налогоплательщиком в полном объеме условий реструктуризации.
Налоговой инспекцией не представлены доказательства и нормативное обоснование оспариваемого бездействия и неосуществления списания задолженности по пени и штрафам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Налоговой инспекцией не указаны в жалобе конкретные нормы материального и процессуального права, которые суды нарушили при принятии решения и постановления по делу. Доводы налоговой инспекции направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в связи с нарушением судом первой инстанции при рассмотрении дела норм процессуального права судом апелляционной инстанции решение суда было отменено, и в данной части кассационная жалоба не содержит доводы и правовое обоснование для отмены постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает необходимым оставить в силе данный судебный акт.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции, принятое на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 18 февраля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-13517/07-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.