г. Иркутск |
|
22 мая 2008 г. |
N А33-8937/2005 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
судей: Попова О.А., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю представителя Колковой Л.Н. (доверенность от 19.05.2008 N 04-15);
от открытого акционерного общества "Таймырэнерго" представителя Панариной Т.С. (доверенность от 09.03.2007 N 119-78),
рассмотрев в закрытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, Департамента финансов администрации Красноярского края, Совета администрации Красноярского края на постановление апелляционной инстанции от 7 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8937/2005 (суд первой инстанции: Порватов В.Ф., суд апелляционной инстанции: Лапина М.В., Касьянова Л.А., Бычкова Л.К.),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО) "Таймырэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения N 567 от 22.04.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция).
Налоговый орган обратился с встречным заявлением о взыскании с ОАО "Таймырэнерго" 6 360 721 рубля 80 копеек налоговых санкций.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Совета администрации Красноярского края и Департамента финансов администрации Красноярского края.
Решением от 26 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Таймырэнерго" отказано.
Встречное заявление налоговой инспекции удовлетворено в части. С общества взыскан штраф за неполную уплату налога на имущество в размере 500000 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 марта 2008 года решение суда отменено. Заявленные требования ОАО "Таймырэнерго" удовлетворены.
В удовлетворении встречных требований налоговой инспекции отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, Совет администрации Красноярского края и Департамент финансов администрации Красноярского края обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят постановление апелляционной инстанции от 7 марта 2008 года отменить, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Таймырэнерго" отказать.
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационных жалоб о несоответствии выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильном применении судом норм материального права, в частности, пункта "и" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Заявители считают, что, не имея в 2002-2003 годах утвержденных в установленном порядке перечней имущества мобилизационного назначения, ОАО "Таймырэнерго" на момент внесения платежей по налогу на имущество не могло заявить льготу по налогу на имущество, поскольку оно не обладало документами, подтверждающими наличие имущества мобилизационного назначения, что исключало возможность использования обществом льготы.
В судебном заседании 20 мая 2008 года представитель налоговой инспекции поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ОАО "Таймырэнерго" считает судебный акт законным, не подлежащим отмене. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.
Департамент финансов администрации Красноярского края и Совет администрации Красноярского края о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 69382 от 12.05.2008, NN 67849, 67850 от 28.04.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационные жалобы рассматриваются без их участия.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 22 мая 2008 года 14 часов 00 минут.
После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, 24.01.2005 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2003 год.
По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом принято решение N 567 от 22.04.2005 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 360 721 рубль 80 копеек. Обществу доначислен налог на имущество за 2003 год в сумме 31 803 609 рублей, пени в сумме 4 681 308 рублей 80 копеек.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного решения.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, исходил из того, что у общества отсутствовали в 2003 году необходимые для применения налоговой льготы документы, а представленный им сводный перечень имущества мобилизационного назначения, утвержденный в 2004 году, не может подтверждать право на льготу.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования ОАО "Таймырэнерго", исходил из доказанности налогоплательщиком наличия права на применение льготы при исчислении налога на имущество предприятий в отношении имущества мобилизационного назначения.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщиков использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом "и" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
Следовательно, лицо, претендующее на исключение из облагаемой названным налогом базы стоимости мобилизационных мощностей, обязано подтвердить наличие у него такого имущества.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Из анализа положений названного Закона следует, что к имуществу мобилизационного назначения относятся объекты мобилизационного назначения и все виды мобилизационных запасов (резервов), необходимые для выполнения мобилизационных заданий, доводимых в установленном порядке до организаций на основании мобилизационного плана экономики Российской Федерации.
В силу статей 7 и 8 этого Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также разработку мобилизационных планов, заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения.
Претендуя на льготу, общество обязано было обосновать свое право соответствующими документами.
Временным порядком оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий, утвержденным 14.07.1997 Минэкономики России, регулировался порядок оформления предприятиями документов, предоставляющих право на льготу по налогу на имущество. В нем содержится указание на необходимость оформления предприятиями перечня имущества мобилизационного назначения.
02.12.2002 Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации за N ГГ-181, Министерством финансов Российской Федерации за N 13-6-5/9564, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам за N БГ-18-01/3 утверждено Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, которое устанавливает для организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и выполняющих работы по мобилизационной подготовке, порядок оформления документов, необходимых для предоставления указанным организациям льгот, в том числе по налогу на имущество.
В соответствии с пунктом 2.1 названного Положения под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
В имущество мобилизационного назначения включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов).
Под объектами мобилизационного назначения следует понимать объекты хозяйственного (производственного) назначения, являющиеся составной частью основных фондов (средств) организаций.
Отнесение имущества организаций к имуществу мобилизационного назначения производится только в той мере, в которой это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов).
Раздел III Положения определяет порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, в соответствии с которым для документального подтверждения права на льготу по налогу на имущество организации с учетом переоценки основных фондов подготавливают: сводный перечень имущества мобилизационного назначения; перечень зданий и сооружений, машин и оборудования, средств транспортных и производственного инвентаря, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения.
Оформление организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, документов, необходимых для предоставления указанным организациям льгот по налогу на имущество и земельному налогу, а также для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется ежегодно.
Обществом в подтверждение заявленной льготы был представлен перечень имущества мобилизационного назначения на 2003 год, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации 05.07.2004. Договор (контракт) о выполнении мобилизационного задания обществом в материалы дела не представлен.
Следовательно, перечень имущества мобилизационного назначения, подтверждающий право на льготу, в 2003 году у общества отсутствовал, что исключало возможность использования им льготы в указанном налоговом периоде.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для применения налогоплательщиком льготы в 2003 году и отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным оспариваемого ненормативного акта инспекции.
Исходя из изложенного, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 7 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8937/2005 отменить, решение от 26 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по тому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.В. Орлов |
Судьи |
О.А.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.