г. Иркутск |
|
20 декабря 2007 г. |
N А33-28814/2005 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Некрасовой Н.В., Попова О.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2007 года по делу N А33-28814/2005 (суд первой инстанции - Аболмасова Л.С.; суд апелляционной инстанции: Кириллова Н.А., Филипова Л.В., Хасанова И.А.),
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1" (далее - МУЗ "ГБ N 1") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к военному комиссариату Центрального района г. Красноярска о взыскании задолженности по договору об оказании медицинских услуг от 20.04.2005 в размере 54 349 руб. 36 коп.
Определением суда от 09.03.2007 произведена замена ненадлежащего ответчика - военного комиссариата Центрального района г. Красноярска - на Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сибирский военный округ, Совет Администрации Красноярского края, краевой фонд обязательного медицинского страхования и военный комиссариат Центрального района г. Красноярска.
До принятия судебного решения в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил ходатайство об изменении основания иска и просил взыскать с ответчика задолженность на основании положений ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года в иске отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2007 года отменить.
Так, заявитель указывает на то, что финансирование медицинского освидетельствования и обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем иск и предъявлен к Минфину РФ.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, требования МУЗ "ГБ N 1" о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги основаны на договоре от 20.04.2005, по условиям которого истец (исполнитель) обязался по направлению военного комиссариата (заказчик) обследовать (лечить) граждан в соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
За период с июня по август 2005 года исполнитель осуществил медицинское обследование призывников, направленных военным комиссариатом. Стоимость оказанных услуг составила 54 349 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.04.2006 по делу N А33-2832/2006 договор от 20.04.2005 признан недействительным по иску Военного комиссариата Центрального района г. Красноярска.
Поскольку спорная задолженность военным комиссариатом, как заказчиком, погашена не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу, что военный комиссариат, как бюджетное учреждение, заключив сделку с МУЗ "ГБ N 1", принял на себя дополнительные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет федерального бюджета предусмотрено не было.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит обжалуемые судебные акты законными и правомерными.
Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ от 28.02.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пункт 3 статьи 16 ФЗ N 53-ФЗ (действовавшей до 31.12.2005) устанавливает, что финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами военной обязанности, осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ за счет средств федерального бюджета.
Данный порядок до 2005 года определялся Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией ФЗ "О военной обязанности и военной службе", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157, а после 1-го января 2005 года - Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О военной обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
Как следует из этих актов, названные выше расходы на проведение лечебно-оздоровительных мероприятий в компенсацию не входят.
Кроме того, действие пункта 3 статьи 16 в части финансирования медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за счет средств федерального бюджета приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Подписывая договор об оказании медицинских услуг от 11.01.2005 N 38-с, военный комиссариат, как бюджетное учреждение, принял на себя дополнительные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено не было.
Денежные средства выделяются военному комиссариату из федерального бюджета и носят строго целевой характер. Отсутствие финансирования на указанный вид расходов подтверждается представленными в материалы дела сметами расходов на 2005 год, отчетом об исполнении сметы расходов за 2005 год.
Правомерным является и вывод суда о том, что в силу пункта 2 статьи 16 ФЗ от 28.02.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае необходимости гражданин может быть направлен в медицинское учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Таким образом, медицинское обследование и лечение граждан, подлежащих постановке на воинский учет или призыву на военную службу, является одной из мер, направленных на реализацию государственной гарантии права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 25 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
То обстоятельство, что необходимость оказания медицинских услуг установлена комиссией военкомата, не изменяет финансирования расходов медучреждений, связанных с оказанием гражданам медицинских услуг в объеме, предусмотренным обязательным медицинским страхованием.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
МУЗ "ГБ N 1" не представлено доказательств того, что расходы, связанные с проведением лечебно-оздоровительных мероприятий граждан, подлежащих постановке на воинский учет или призыву на военную службу, должны компенсироваться в ином порядке, чем это установлено действующим законодательством Российской Федерации о здравоохранении на основании предъявляемых полисов обязательного медицинского страхования.
Также следует отметить, что ФОМС Красноярского края финансировал истца на сумму подтвержденных материалами дела затрат за фактически оказанные услуги.
Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований МУЗ "ГБ N 1".
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, изменению не подлежат, а кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2007 года по делу N А33-28814/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
Н.В. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.