г. Иркутск |
|
24 января 2008 г. |
N А10-1543/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Рюмкиной М.Д.,
судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании представителей: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия - Кобуновой Н.А. (доверенность N 372 от 06.08.2007), индивидуального предпринимателя Замолина Павла Матвеевича - Полеводы А.А. (доверенность от 21.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Замолина Павла Матвеевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 года по делу N А10-1543/07 (суд первой инстанции: Муравьева Е.Г., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Куклин О.А., Шаркова К.Ж.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю Замолину Павлу Матвеевичу (ИП Замолин П.М.) об истребовании части земельного участка площадью 77 кв.м, находящегося в составе земельного участка кадастровым номером 03:24:0:0008, расположенного на территории закрытого военного городка на третьем участке станции Дивизионная города Улан-Удэ, западнее жилого дома N 838; об обязании ответчика привести часть земельного участка в пригодное для использования состояние, произвести снос здания магазина, занимающего эту часть земельного участка и установить срок для исполнения данного требования.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Федеральное государственное учреждение "Управление Сибирского военного округа", Улан-Удэнская квартирно-эксплуатационная часть района Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июля 2007 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 24 августа 2007 года) иск удовлетворен. Суд обязал ИП Замолина П.М.: возвратить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия из чужого незаконного владения часть земельного участка площадью 77 кв.м, находящегося в составе земельного участка кадастровым номером 03:24:0:0008, расположенного на территории закрытого военного городка на третьем участке станции Дивизионная города Улан-Удэ, западнее жилого дома N 838 в срок до 17.10.2007; произвести снос самовольно возведенного им объекта площадью 77 кв.м, находящегося в составе земельного участка кадастровым номером 03:24:0:0008, расположенного на территории закрытого военного городка на третьем участке станции Дивизионная города Улан-Удэ, западнее жилого дома N 838 и привести часть земельного участка в пригодное для использования состояние до 17.10.2007.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, ИП Замолин П.М. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражными судами нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права - статья 222, 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 68, 168, часть 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не доказан факт нахождения спорного имущества во владении ответчика. Судом не принято во внимание, что спорный земельный участок находится во владении общества с ограниченной ответственностью "Замолин".
ИП Замолин П.М. утверждает, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия избран неверный способ защиты нарушенного права, так как по существу исковые требования направлены на устранение препятствий в осуществлении права собственности земельным участком.
Заявитель указывает на отсутствие оснований для удовлетворения требования о сносе самовольного возведенного строения, поскольку не доказано, что спорная постройка является объектом недвижимости и возведена ответчиком; не определены индивидуальные признаки объекта, подлежащего сносу, характерные для объектов недвижимости.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
В судебном заседании 21 января 2008 года объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 24 января 2008 года.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование об истребовании части земельного участка; об обязании ответчика привести часть земельного участка в пригодное для использования состояние, произвести снос здания магазина, занимающего эту часть земельного участка и установлении срока для исполнения данного требования.
В обоснование иска указано на то, что земельный участок кадастровый номер 03:24:0:0008 является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации от 02.03.2005). ИП Замолин П.М. пользуется земельным участком без законных оснований, поскольку земельный участок ему не выделялся, разрешение на строительство от командующего войсками военного округа, ТУ ФАУФИ по РБ не выдалось.
Удовлетворяя исковые требования об истребовании у ответчика земельного участка, Арбитражный суд Республики Бурятия исходил из того, что ИП Замолин П.М. занимает земельный участок без законных оснований, земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности, земельный участок площадью 11 277 000 кв.м, расположенный в Республике Бурятия, город Улан-Удэ в северо-западной части, кадастровый номер 03:24:0:0008, относится к собственности Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Бурятия, установив, что ИП Замолин П.М. занимает часть земельного участка, отведенного под жилую и парковую зону с кадастровым номером 03:24:0:0008, земельный участок является федеральной собственностью и находится в военном городке, третий участок станции Дивизионная вблизи жилого дома N 838, ориентировочная площадь самовольно занятой части земли составляет 77 кв.м, расположенный на земельном участке магазин - постройка на фундаменте из бетона, стены выполнены из деревянного бруса, покрытого металлоконструкцией с теплоизоляцией, перекрытия - швеллерные балки, деревянный брус, пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части обязания ИП Замолина П.М. за свой счет произвести снос самовольно возведенного им объекта и приведении земельного участка в пригодное для использования состояние.
Четвертый арбитражный апелляционный суд признал выводы Арбитражного суда Республики Бурятия о наличии оснований для удовлетворения иска законными и обоснованными.
По мнению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из заявленных исковых требований об истребовании части земельного участка площадью 77 кв.м, находящегося в составе земельного участка кадастровым номером 03:24:0:0008, расположенного на территории закрытого военного городка на третьем участке станции Дивизионная города Улан-Удэ, западнее жилого дома N 838, в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию подлежат включению: правомочия истца на обращение с настоящим иском, наличия у истца соответствующих вещных прав на спорный земельный участок, обладающий индивидуально-определенными признаками, владения ответчиком земельным участком на законных основаниях.
Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
Исходя из заявленных исковых требований об обязании ответчика привести часть земельного участка в пригодное для использования состояние, произвести снос здания магазина, занимающего эту часть земельного участка, в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию подлежат включению: правомочия истца на обращение с настоящим иском, наличия или отсутствия соответствующих разрешений на возведение спорных объектов, предоставления в установленном порядке земельного участка, на котором возведена постройка, о нарушении сохранением самовольной постройки прав и охраняемых законом интересов истца и других лиц.
В соответствии частями 1, 2 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
В силу статьи 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
В силу пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Сил Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона Вооруженные Силы в Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно пункту 5 указанного Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В дело не представлены доказательства, подтверждающие отказ Министерства обороны Российской Федерации от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации принадлежат Министерству обороны в лице его уполномоченных органов.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона "Об обороне".
Из этого следует, что в силу прямого указания Закона уполномоченным лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельного участка, переданного Министерству обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование) является непосредственно Министерство обороны в лице его должностных лиц и уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что право обращения с исковыми требованиями принадлежит не Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, а лицу, наделенному в силу закона правом реализации полномочий собственника, то есть Министерству обороны Российской Федерации.
В том случае, если с исковыми требованиями обратилось лицо, не обладающее правом на подачу такого искового заявления, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Более того, удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд возложил на ИП Замолина П.М. обязанность освободить земельный участок и произвести снос самовольно возведенного им объекта при отсутствии их идентифицирующих признаков, позволяющих установить местонахождение спорных объектов на местности.
Учитывая, что судом первой и апелляционной инстанции допущено неправильное толкование норм материального права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 года по делу N А10-1543/07 отменить, в иске отказать.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июля 2007 года, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2007 года по делу N А10-1543/07, принятые определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 декабря 2007 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Д. Рюмкина |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.