г.Иркутск |
|
03 марта 2008 г. |
N А10-880/07-Ф02-566/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кулаков В.И.,
судей: Воробьева Н.М., Соколова Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт" - Ильинова Е.Г. (доверенность от 1 января 2008 года), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ново-Уоянские районные электрические сети" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 августа 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2007 года по делу N А10-880/07 (суд первой инстанции: Салимзянова Л.Ф., апелляционный суд: Шаркова К.Ж., Стасюк Т.В., Буркова О.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество (ООО) "Бурятэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Ново-Уоянские районные электрические сети" (МУП "Ново-Уоянские РЭС") 37 692 667 руб. 74 коп., составляющих задолженность за потребленную электроэнергию в период за 01.09.2006 - 31.03.2007 на основании договора энергоснабжения N 374 от 01.04.2006.
Определением от 4 мая 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Байкалэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 августа 2007 года исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 19 ноября 2007 года решение от 16 августа 2007 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты МУП "Ново-Уоянские районные электрические сети" просит их отменить.
Заявитель считает их незаконными, принятыми с нарушением норм материального права - статей 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, а выводы суда - не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Бурятэнергосбыт" указало на её необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Представитель ОАО "Бурятэнергосбыт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Арбитражными судами первой и второй инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Между истцом и ответчиком 01.04.2006 был заключен договор N 374 на поставку и потребление электрической энергии и мощности, согласно которому ОАО "Бурятэнергосбыт" обязуется обеспечивать подачу МУП "Ново-Уоянские РЭС" (покупатель) электрической энергии в точках поставки на границе раздела балансовой принадлежности электросетей согласно Приложению N 1 и в объемах согласно Приложению N 2. Покупатель принял на себя обязательство оплатить принятую электроэнергию и мощность в соответствии с условиями договора и соблюдать режим потребления электроэнергии.
Порядок расчетов определен договором N 374 и приложениями к нему.
Так, в пункте 4.2 протокола согласования разногласий к договору N 374 определено, что расчетным периодом по договору является календарный месяц, оплата за потребленную электроэнергию осуществляется до 25 числа текущего месяца за расход электроэнергии с 01 по 20 число текущего месяца, и до 5 числа месяца, следующего за расходным, оплачивается электроэнергия, потребленная с 20 числа по последнее число текущего месяца. Оплата производится на основании выставленных счетов-фактур.
Расчет стоимости электроэнергии и мощности производится по ценам (тарифам), установленным органами государственного регулирования тарифов (пункт 1.4 договора).
Пункт 3.1 договора предусматривает, что расчеты за потребленную электрическую энергию и мощность за расчетный период производятся по показаниям расчетных приборов учета, перечисленных в Приложении N 3.
В приложении N 2 к договору N 374 установлен объем отпускаемой электрической энергии на объекты следующих населенных пунктов: п.Новый Уоян, п.Кичера, п.Ангоя, п.Янчукан, п.Нижнеангарск, с.Кумора, с.Уоян, с.Верхняя Заимка.
Приложением N 3 к договору N 374 установлен перечень расчетных приборов учета электроэнергии в п.Кичера, п.Ангоя, п.Янчукан, с.Уоян, с.Верхняя Заимка.
Порядок расчета потребленной электроэнергии по п.Нижнеангарск определен Приложением N 4 к договору N 374.
Также в приложении N 4 к договору N 374 установлено, что общий расход электроэнергии на нужды МУП "Ново-Уоянские РЭС" по подстанции "Нижнеангарск" равен расходу электроэнергии по фидерам НМ-1, НП-2, НБ-11 минус расход электроэнергии потребителей (юридические лица) ОАО "Бурятэнергосбыт", имеющих прямые договоры энергоснабжения, и минус расход электроэнергии потребителей (физические лица) согласно Приложению N 4.1.
В материалы дела представлены акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, с указанием границ ответственности ООО "Байкалэнергосбыт" (осуществляющего передачу электроэнергии через технические устройства электросетей ОАО "Бурятэнергосбыт" согласно договору N 650 от 26.12.2006).
На основании дополнительного соглашения от 23.10.2006 к договору N 374, договор вступает в силу с 23.10.2006, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.04.2006, и действует до 31.12.2006.
С учетом пункта 6.1 договор пролонгировался на 2007 год.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьям 544, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении.
Таким образом, руководствуясь приведенными нормами, истец произвел расчет количества потребленной ответчиком электроэнергии.
Факт потребления электроэнергии подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями снятия показаний по юридическим и по физическим лицам, сводными актами первичного учета принятой электроэнергии, лицевыми счетами абонентов.
Согласно представленному уточненному расчету размер задолженности за потребленную электроэнергию с учетом частичной оплаты по счетам-фактурам составил 37 692 667 руб. 74 коп. Данная сумма предъявлена истцом ко взысканию с ответчика.
Кроме того, в материалах дела имеется расчет задолженности с указанием полностью оплаченных сумм по предъявленным истцом счетам-фактурам, на основании которого при общем потреблении ответчиком электроэнергии на сумму 43 583 074 руб. 64 коп. оплачено количество электроэнергии на сумму 5 890 406 руб. 90 коп.
Согласно имеющимся в материалах дела расчетам и счетам-фактурам, ответчиком полностью погашена задолженность за период с апреля 2006 года по август 2006 года по основным объектам п.Нижнеангарск (счета-фактуры N 300406-374-АК от 30.04.2006, N 310506-374-АК от 31.05.2006, N 300606-374-АК от 30.06.2006, N 310706-374-АК от 31.07.2006, N 310806-374-АК от 31.08.2006). Соответственно, сумма задолженности за потребленную электроэнергию в период с апреля 2006 года по август 2006 года исключена из расчета по причине полной оплаты лишь по указанным счетам-фактурам.
Между тем, задолженность ответчика за период с апреля 2006 года по август 2006 года по объектам п.Кичера, п.Анагоя, с.Уоян, а также по объектам п.Янчукан и КТП-3 (временный пос.Янчукан) не погашена.
За период с 01.09.2006 по 31.03.2007 оплата за электроэнергию произведена лишь частично - в размере 580 150 руб. 37 коп. (по счетам-фактурам N 300906-374-АК от 30.09.2006 и N 311006-374-АК от 31.10.2006).
Таким образом, сумма задолженности с учетом частичной оплаты составила 37 692 667 руб. 74 коп.
Пунктом 4.1 договора N 374 предусмотрено, что расчет стоимости электроэнергии и мощности производится по ценам (тарифам), установленным органами государственного регулирования тарифов.
Согласно статьей 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
В Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109) (пункты 54, 57) определен порядок формирования регулируемых цен.
В свою очередь Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 N 530) (п. 106) определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках. В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
Аналогично 2 группе "население" рекомендуется производить расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно-строительных, гаражно-строительных и гаражных кооперативов, автостоянок, общежитий, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций.
Между тем МУП "Ново-Уоянские РЭС" не входит в число потребителей, приравненных к населению (гражданам-потребителям). Кроме того, согласно Приложению N 4 к договору N 374 расход электроэнергии физическими лицами не учитывается при расчете общего расхода электроэнергии МУП "Ново-Уоянские РЭС".
Истец правомерно использовал тарифы, утвержденные Республиканской службой по тарифам (приказы N 1/16 от 28.11.2006 и N 1/05 от 29.11.2005).
При изложенных обстоятельствах арбитражным судом на основании статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно взыскана с ответчика задолженность в сумме 37692667 руб. 74 коп.
Обжалуемые судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения и постановления, поскольку они не опровергают выводы арбитражных судов, а сводятся лишь к переоценке установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 августа 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 19 ноября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-880/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Кулаков |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.