г. Иркутск |
|
15 апреля 2008 г. |
N А19-18167/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
с участием в судебном заседании представителя Службы по тарифам Иркутской области - Чекурковой И.В. (доверенность от 25.01.2008 N 79-37-189а/19),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Иркутской области на решение от 26 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18167/07 (суд первой инстанции - Титов В.М.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Петрушин Павел Николаевич (далее - ИП Петрушин П.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Иркутской области (далее - учреждение) от 20.11.2007 N 37 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 26 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, Служба по тарифам обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, протокол об административном правонарушении от 08.11.2007 составлен в соответствии с нормами статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии предпринимателя, при этом ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса, о чем свидетельствует его подпись в указанном протоколе. Протокол подписан без замечаний.
Кроме того, заявитель считает, что наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены как протоколом об административном правонарушении от 08.11.2007, так и актом проверки правильности применения торговых надбавок к ценам на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 08.11.2008; расчетом необоснованно полученной выручки за счет завышения предельных уровней торговых надбавок; ассортиментным перечнем продовольственных товаров; актом переоценки товарно-материальных ценностей; платежным поручением от 14.11.2007 N 606, подтверждающим факт перечисления предпринимателем суммы необоснованно полученной выручки в доход областного бюджета в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако предприниматель в судебное заседание не явился, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 07.11.2007 по 08.11.2007 Службой по тарифам Иркутской области проведена проверка правильности применения торговых надбавок к ценам на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), предпринимателем в торговой точке, расположенной по адресу: г.Бодайбо, ул.К.Либкнехта,59.
В ходе проверки выявлены нарушения предпринимателем установленного порядка ценообразования на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
По результатам проверки составлены акт от 08.11.2007 и протокол об административном правонарушении от 08.11.2007.
20.11.2007 Службой по тарифам Иркутской области принято постановление N 37 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что административным органом нарушен установленный законом порядок применения административного взыскания, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении наравне с другими обязательными реквизитами должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.
Арбитражным судом Иркутской области установлено, что протокол об административном правонарушении от 08.11.2007 не содержит сведений о событии административного правонарушения, т.к. указание в протоколе об административном правонарушении о наличии факта завышения предельных уровней торговых надбавок без установления существа административного правонарушения (не указано в какой торговой точке, в какой период, при реализации какого товара совершено правонарушение), не свидетельствует о совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах арбитражным судом правомерно указано на отсутствие описания в протоколе от 08.11.2007 события административного правонарушения, что является существенным недостатком составления протокола, в связи с чем указанный протокол, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принят во внимание в качестве доказательства по делу.
Довод заявителя кассационной инстанции о том, что наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены также и актом проверки, рассмотрен и учтен быть не может, поскольку сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть отражены, именно, в протоколе об административном правонарушении, акт проверки является одним из дополнительных доказательств по делу.
Учитывая, что факт совершения предпринимателем вменяемого административного правонарушения Службой по тарифам доказан не был, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным оспариваемого акта.
Кроме того, согласно статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Перечисленные нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из протокола об административном правонарушении от 08.11.2007 видно, что предпринимателю права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, не разъяснялись, поскольку его подпись, подтверждающая данный факт отсутствует. Судом установлено, что протокол об административном правонарушении содержит подписи предпринимателя, подтверждающие только объяснения лица, привлекаемого к ответственности и в получении копии протокола.
Учитывая изложенное, судом сделан правильный вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Арбитражным судом Иркутской области исследованы и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, при этом правовых оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта при рассмотрении данного дела, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18167/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.