г. Иркутск |
|
12 февраля 2008 г. |
Дело N А19-8039/07-52 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Шевелева Владимира Ивановича (паспорт 25 03 092293, выдан УВД г. Усть-Илимска Иркутской области 13.06.2002),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8039/07-52 (суд первой инстанции - Чемезова Т.Ю.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Шевелев Владимир Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения, действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) по отказу в возврате излишне взысканных сумм налога и пени по заявлению от 02.02.2007 при отсутствии факта неуплаты налога, установленного вступившим в законную силу постановлением от 22 января 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда.
Решением от 18 июля 2007 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при рассмотрении дела судом не были учтены фактические обстоятельства дела, сделан неправильный вывод о наличии факта излишнего взыскания налога и пени, в связи с чем неправомерно применена статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция полагает, что предпринимателю обоснованно отказано в возврате, поскольку излишне взысканные суммы налога и пени не установлены, так как решение налоговой инспекцией об их взыскании налогоплательщиком не оспорено и, следовательно, является законным.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции предприниматель указал на необоснованность ее доводов и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако налоговой инспекция своих представителей в судебное заседание не направила и заявила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Предприниматель в судебном заседании поддержал возражения против жалобы, изложенные в отзыве не нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав предпринимателя и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, 02.02.2007 предприниматель обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате налога и пеней в общей сумме 173 749 рублей 94 копейки, излишне взысканных на основании решения налоговой инспекции от 25.05.2007 N 01-05.1/13/1959дсп "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности".
Письмом от 12.02.2007 N 05-02/4361 налоговая инспекция отказала налогоплательщику в возврате излишне взысканных сумм единого налога на вмененный доход и пеней, мотивируя отказ тем, что решение по выездной проверке от 25.05.2007 N 01-05.1/13/1959дсп в части взыскания налога и пени не признано незаконным, в связи с чем факт излишнего взыскания отсутствует.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным и обязании налоговой инспекции устранить нарушения его прав и законных интересов.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, сослался на статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указал, что поскольку факт излишнего взыскания установлен вступившим в законную силу судебным актом, то подлежит применению порядок, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.01.2007).
В соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Судом при рассмотрении дела на основании оценки пояснений налоговой инспекции и представленных в материалы дела доказательств установлено, что задолженность по единому налогу на вмененный доход по состоянию на 02.02.2007 (дата обращения с заявлением о возврате налога и пени) у налогоплательщика отсутствовала.
Согласно пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 79 Кодекса правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с предпринимателя налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 25 961 руля, начисленных по вышеуказанному решению налоговой инспекции с недоимки по единому налогу на вмененный доход. Сумма недоимки и пени, начисленные по указанному решению, были взысканы в бесспорном порядке.
Решением от 16 ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20816/06-43 требования о взыскании налоговых санкций удовлетворены частично: взыскан штраф в размере 55 рублей 20 копеек, судом признан факт наличия недоимки в сумме 276 рублей.
Постановлением от 22 января 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда указанное решение суда было изменено - в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано полностью. При этом суд установил, что предприниматель не допустил неполной уплаты налога, и пришел к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика налогового правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом положений названной нормы суд пришел к обоснованному выводу, что начисленные по решению налоговой инспекции от 25.05.2007 N 01-05.1/13/1959дсп единый налог на вмененный доход в сумме 138 996, пени в сумме 32 990 рублей, а также пени в сумме 1 763 рубля 94 копейки, программно начисленные за период с 26.05.2006 по 27.06.2006 (день взыскания налога по инкассовым распоряжениям), подлежат возврату в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне взысканные.
В силу пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из определения от 27.12.2005 N 503-О Конституционного Суда Российской Федерации, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Судом установлено, что Общая сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканных налога и пени, подлежащих возврату, по состоянию на 04.07.2007 составляет 19 221 рубль 16 копеек. Налоговая инспекция не опровергает правильность расчета суммы процентов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции полагает выводы суда об обоснованности заявленных требований предпринимателя не противоречащими действующему законодательству.
В связи с чем, кассационная жалоба налоговой инспекции, доводы которой фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не содержат выводов о конкретных нарушениях судом норм материального и процессуального права, удовлетворению не подлежит. У кассационной инстанции нет законных оснований для переоценки признанных судом обстоятельств, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8039/07-52 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Парская |
Судьи |
М.А. Первушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.