г. Иркутск |
|
17 января 2008 г. |
N А33-12375/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Иркутской области - Забродиной Ю.Б. (удостоверение N 158192),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 12 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12375/2007 (суд первой инстанции: Раздобреева И.А., Севастьянова Е. В., Гурский А.Ф.),
установил:
Прокуратура Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействующим постановления Региональной Энергетической Комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) от 03.08.2006 N 56 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красноярскэнерго" в части пункта 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красноярскэнерго".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ОАО "Красноярскэнерго".
Решением суда первой инстанции от 12 ноября 2007 года заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействующим пункт 5 приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красноярскэнерго" Постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 03.08.2006 N 56 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красноярскэнерго" как несоответствующий Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109, Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В кассационной жалобе ОАО "Красноярскэнерго" ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что суд неправильно посчитал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует приведённым законам и иным актам.
Представитель прокуратуры считает судебный акт законным и обоснованным, представлен отзыв.
УФАС по Красноярскому краю в представленном отзыве также считает судебный акт законным и обоснованным.
УФАС по Красноярскому краю, ОАО "Красноярскэнерго" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 33882, 33883, 33884 от 19.12.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв до 11 часов 20 минут 17.01.2008. После перерыва представитель прокуратуры не присутствует.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.
Как установлено материалами дела, пунктом 5 приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красноярскэнерго" к Постановлению от 03.08.2006 N 56 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красноярскэнерго", РЭК Красноярского края с 04.08.2006 установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям ОАО "Красноярскэнерго" с учётом капитальных затрат на технологию и присоединение (расходов по новому строительству, расширению и модернизации электросетевого хозяйства для создания технологической возможности присоединения). Постановление опубликовано в газете "Красноярский рабочий" от 12.08.2006 N 88, от 14.10.2006 N 115, от 17.10.2007 N 116.
Прокуратура Красноярского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 5 Постановлению от 03.08.2006 N 56 недействующим.
Суд первой инстанции, признавая спорный пункт Постановления N 56 недействующим, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
Полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным сетям в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. С 28.02.2006 это функция РЭК Красноярского края.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют их регулирование в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установлено, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Согласно пункту 2 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.02.2005 N 22-Э/5, они определяют основные положения по расчёту размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям организаций, имеющим на правах собственности или иных законных основаниях объекты электросетевого хозяйства, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать расходы на проведение работ по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Пунктом 9 Методических указаний установлено, что при наличии технической возможности для расчёта размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение Сетевой организацией следующих работ: подготовка и выдача технических условий в соответствии с заявкой лиц, заинтересованных в технологическом присоединении и подавших заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение; проверка выполнения технических условий заявителя и составление акта о технологическом присоединении; выполнение технических условий со стороны Сетевой организации; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами установлено, что технологическое присоединение к электрическим сетям производится сетевой организацией при наличии технической возможности технологического присоединения. Включение в плату за технологическое присоединение расходов по новому строительству, расширению, модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения не предусмотрено.
При таких условиях суд правильно посчитал, что пункт 5 Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56. в части включения капитальных затрат на технологию и присоединение (расходов по новому строительству, расширению и модернизации электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединении) противоречит Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону "Об электроэнергетике", Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что принятие РЭК Красноярского края пункта 5 Постановления от 03.08.2006 N 56 не противоречит действующему законодательству, поскольку данный пункт предусматривает плату за технологическое присоединение при отсутствии технической возможности технологического присоединения, проверен, однако учтён быть не может.
Органы исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями устанавливать размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям при наличии технической возможности технологического присоединения. Порядок определения размера платы при присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетического оборудования) в условиях отсутствия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям - при необходимости нового строительства, расширения и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности технологического присоединения действовавшими на момент принятия РЭК Красноярского края Постановления от 03.08.2007 N 56 нормативными правовыми актами не был определён. В связи с изложенным, отношения между сетевой организацией и хозяйствующими субъектами, энергопринимающие устройства (энергетические установки) которых присоединялись к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, при отсутствии технической возможности технологического присоединения могли быть урегулированы в рамках гражданско-правовых отношений.
Кроме того, РЭК Красноярского края не доказала наличие у неё полномочий на установление рассматриваемой платы для случаев, когда отсутствует техническая возможность технологического присоединения, а также наличие соответствующей методической базы для расчёта этой платы.
С учётом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12 ноября 2007 года Красноярского края по делу N А33-12375/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.