г. Иркутск |
|
11 января 2008 г. |
N А58-1032/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Мироновой И.П.,
судей: Горячих Н.А., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) - Саввиновой Ю.А. (доверенность от 01.12.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2007 года по делу N А58-1032/07 (суд первой инстанции - Жарникова Л.М., суд апелляционной инстанции - Шаркова К.Ж., Стасюк Т.В., Юдин С.И.),
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) (ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия)) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к открытому акционерному обществу "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций" (ОАО "ЯКСМК") о признании права федеральной собственности на нежилое сооружение, назначение - склад, общей площадью 427,7 квадратных метров, инвентаризационный номер 16278, литер "Д", расположенное по адресу: г.Якутск, ул. Дзержинского, 56.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
Решением от 31 июля 2007 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 1 октября 2007 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ОАО "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
По мнению заявителя, арбитражный суд необоснованно со ссылкой на статью 208 Гражданского кодекса Российской Федерации отказал в применении срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком.
Судом, полагает заявитель, не учтено, что ОАО "ЯКСМК" приватизировало склад в 1992 году и с этого момента несет расходы на его содержание, в том числе уплачивает налог на имущество; приватизация и государственная регистрация права собственности ОАО "ЯКСМК" на данное имущество не были оспорены; паспорт защитного сооружения был представлен без обязательных приложений, а именно: поэтажного плана и экспликации.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) поддержало доводы жалобы.
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) в отзыве на кассационную жалобу возражало против ее доводов и просило оставить судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако ОАО "ЯКСМК", ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнение представителя Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия), Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30.12.1987 принят в эксплуатацию объект - склад двойного назначения общей площадью 431,29 квадратных метров, расположенный в г. Якутске по ул. Дзержинского.
При строительстве объекта производились монтаж здания бомбоубежища, разработка котлована. В пункте 11 акта о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30.12.1987 отражено, что сооружение в мирное время используется под отапливаемый склад несгораемых материалов в несгораемой упаковке, сооружение одноэтажное, фундаменты сваи, монтажное железобетонное днище, колонны монолитные железобетонные, стены монолитные железобетонные, перегородки кирпичные, бетонные двери защитно-герметические, герметические.
В соответствии с паспортом убежища N 9 шифр ЗС A-II-600-79/207M объект приписан к Якутскому комбинату строительных материалов и конструкций, назначение убежища в мирное время - склад, дата приемки в эксплуатацию - 30.12.1987.
Распоряжением Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по приватизации, антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 79 от 05.10.1992 на основании заявки, представленных учредительных документов рабочей комиссии по приватизации Арендного предприятия "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций" учреждено ОАО "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций".
Государственная регистрация права собственности на склад произведена на основании типового плана приватизации, который утвержден комитетом по управлению имуществом.
19.04.2001 выдано свидетельство о государственный регистрации права собственности ОАО "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций" на нежилое сооружение, назначение - склад, общая площадь 427,7 квадратных метров, инвентаризационный номер 16278, литер "Д", расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Дзержинского, 56 (серия 14-АА N 025198).
Полагая, что спорный объект недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ от 12.02.1998 "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации N 1309 от 29.11.1999 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Распоряжением Президента Российской Федерации N 144-рп от 18.03.1992 "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Указом Президента Российской Федерации N 2265 от 22.12.1993 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и статьями 12, 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом федеральной собственности, ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия) обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что спорное нежилое здание имеет статус объекта гражданской обороны и в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относится исключительно к федеральной собственности. Учитывая, что спорное здание являлось объектом гражданской обороны, приватизация которого не допускается, суд признал сделку по его отчуждению недействительной (ничтожной) на основании статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нашел оснований для применения срока исковой давности.
В силу положений Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации N 1309 от 29.11.1999 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно разделу 3 Приложения N 1 к Постановлению в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, входят, в том числе объекты оборонного производства.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.1998 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности является Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1, 2, 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Тот факт, что спорный склад является объектом гражданской обороны, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30.12.1987 принят в эксплуатацию объект - склад двойного назначения общей площадью 431,29 квадратных метров, расположенный в г. Якутске по ул. Дзержинского.
В соответствии с паспортом убежища N 9 с шифром ЗС А-И-600-79/207-М названный склад является убежищем вместимостью 388 человек.
Как усматривается из выписки из Журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Республики Саха (Якутия) от 16.02.2007, защитное сооружение гражданской обороны ОАО "Якутский комбинат строительных материалов и конструкций", расположенное по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 56, числится за инвентарным номером 4.
Защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам, не подлежащим приватизации на основании пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Так как отчуждение в собственность спорного имущества, являющегося объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности, произведено с нарушением действующего законодательства, арбитражный суд правомерно сделал вывод о ничтожности в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки по его приватизации.
Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно сделал вывод о принадлежности спорного здания к объектам федеральной собственности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Учитывая, что титульное владение Российской Федерации спорным складом не изменялось, ссылка ответчика на пропуск срока исковой давности обоснованно отклонена судом.
Выводы суда основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, их правильной правовой оценке.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2007 года по делу N А58-1032/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.П. Миронова |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.