г. Иркутск |
|
12 марта 2008 г. |
N А19-13437/07-11-Ф02-796/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Скубаева А.И.,
судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,
представители сторон участие в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области на решение от 21 ноября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13437/07-11 (суд первой инстанции - Филатов Д.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ленская горнопромышленная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о признать незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в неначислении процентов на излишне взысканный налог, а также обязать налоговую инспекцию начислить проценты на сумму излишне взысканного налога в сумме 578 798 рублей исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки за период с 31.10.2006 по 22.08.2007 включительно, что составило 57 861 рубль 84 копейки, а также проценты за излишне уплаченные пени в размере 1 943 рублей 59 копеек и вынести решение о перечислении начисленных процентов на расчетный счет налогоплательщика.
Решением суда от 21 ноября 2007 года заявленные требования общества удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, учитывая, что заявление налогоплательщиком представлено в налоговую инспекцию 31.07.2007, суммы налога возвращены своевременно 21.08.2007, поэтому у налогового органа не было оснований начислять проценты за просрочку возврата налога на добавленную стоимость.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 20.07.2006 обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 20.10.2006 N 1115, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 15 759 рублей 60 копеек. Данным решением обществу был доначислен налог на добавленную стоимость в размере 578 798 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 20 412 рублей 28 копеек.
На основании указанного решения налоговым органом в адрес налогоплательщика было выставлено требование от 30.10.2006 N 4964 об уплате в добровольном порядке 578 798 рублей налога на добавленную стоимость и 20 412 рублей 28 копеек пени по налогу.
Пени за несвоевременную уплату налога в указанном размере были уплачены обществом 24.11.2006 по платежному поручению N 1319.
В связи с тем, что налогоплательщиком в части уплаты налога на добавленную стоимость в размере 578 798 рублей требование налогового органа исполнено не было, последним самостоятельно был произведен зачет данной суммы, что подтверждается письмом налогового органа от 12.11.2007 N 07-07/1532-19637. Налоговым органом сумма налога в размере 17 976 рублей была удержана 31.10.2006, сумма 325 076 рублей 12 копеек удержана 01.11.2006, сумма 235 745 рублей 88 копеек удержана 22.11.2006.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налоговой инспекции от 20.10.2006 N 1115, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.06.2007 по делу N А19-8042/07-57 заявленные обществом требования были удовлетворены в полном объеме, решение налоговой инспекции признано незаконным.
13.07.2007 года налоговым органом произведен зачет на сумму 23 555 рублей.
В соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.06.2007 но делу N А19-8042/07-57 и заявлением налогоплательщика от 31.07.2007 налоговый орган произвел возврат налога на добавленную стоимость за июнь 2006 года в размере 555 243 рублей, пени в размере 20 412 рублей 28 копеек, что подтверждается решением налоговой инспекции от 21.08.2007, платежным поручением от 23.08.2007 N 1.
Общество, полагая, что на возвращенную сумму налога и пени в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали начислению проценты, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии у налоговой инспекции обязанности на основании пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации начислить проценты на излишне взысканные с налогоплательщика суммы налога.
Выводы суда являются правильными, обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена соответствующая обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней установлен положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, согласно которой сумма излишне взысканных налога и пеней возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Согласно пункту 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
При этом статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Поскольку вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки решение налоговой инспекции о доначислении указанных сумм налога и пени вступившим в законную силу судебным актом признано незаконным и эти суммы налога и пени были взысканы налоговым органом в принудительном порядке во исполнение решения налоговой инспекции, суд приходит к выводу, что указанные суммы являются излишне взысканными и с момента их взыскания подлежат начислению проценты, установленные статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган произведенный налогоплательщиком расчет процентов не оспорил.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что Арбитражный суд Иркутской области на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21 ноября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13437/07-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.