г.Иркутск |
|
12 февраля 2008 г. |
N А19-5196/07-ФО2-124/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" - Протасовой Н.А. (доверенность N 08/05-2-М от 28.01.08), Анучиной О.А. (доверенность N 07/12-3-М от 24.12.07),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Михайловское жилищно-коммунальное хозяйство" на постановление от 20 ноября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5196/07 (апелляционный суд: Стасюк Т.В., Буркова О.Н., Юдин С.И.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Михайловское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Михайловское ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципальному образованию Черемховского района в лице финансового управления в Черемховском районе о взыскании убытков в виде недополученных доходов в результате предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, в сумме 295 658 рублей 59 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Михайловская центральная районная больница").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2007 года исковые требования удовлетворены за счет Черемховского муниципального образования за счёт казны Черемховского районного муниципального образования. В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2007 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Взыскать с Черемховского районного муниципального образования за счёт казны Черемховского районного муниципального образования в пользу МУП "Михайловское ЖКХ" 19 721 рубль 21 копейку убытков. В остальной части иска отказать. Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутскую область в лице департамента финансов Иркутской области от ответственности освободить".
Не согласившись с постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2007 года, МУП "Михайловское ЖКХ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции необоснованно принял в качестве доказательств, подтверждающих возмещение льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, платёжные поручения, назначением платежа в которых указаны иные платежи по иным обязательствам. Доказательств возмещения предоставленных льгот ответчиком не представлено. Требования МУП "Михайловское ЖКХ" подлежат возмещению за счёт федерального бюджета, а не за счет бюджета муниципального образования. Апелляционным судом неправомерно сделан зачет встречных однородных требований, что противоречит нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующие в судебном заседании представители заявителя кассационной жалобы подтвердили ее доводы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права при принятии решения от 30 августа 2007 года, постановления от 20 ноября 2007 года, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела МУП "Михайловское ЖКХ" в 2005 году предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам МУЗ "Михайловская центральная районная больница". Затраты в размере 295 658 рублей 59 копеек не были возмещены, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования за счёт казны Черемховского районного муниципального образования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в силу прямого указания закона - части 5 статьи 1 Закона Иркутской области от 22.12.04 N 106-ФЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области" расходы по предоставлению льгот должны возмещаться Черемховским районным муниципальным образованием.
Апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции в части взыскания размера понесённых убытков до 19 721 рубля 21 копейки, посчитал установленным факт перечисления Черемховским районным муниципальным образованием понесённых истцом расходов в сумме 275 937 рублей 38 копеек.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с принятыми по делу судебными актами, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до вступления в действие Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.30 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 признано утратившим силу.
Статьей 2 указанного закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР от 21.12.90 N 438-1 "О социальном развитии села", частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Данная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.07 N 129-О-П "По жалобам граждан Бабковой Зои Михайловны, Бойковой Светланы Ивановны и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области предусмотрено, что в соответствии с настоящим законом определяется размер, условия, порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности и работающих в государственных учреждениях, находящихся в ведении области, расположенных в сельской местности, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности: работники библиотек образовательных учреждений, врачи, провизоры, медицинские и фармацевтические работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием и члены их семей, социальные работники - установлено Законом Иркутской области от 22 декабря 2004 года N 106-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области".
Законом Иркутской области от 22.12.04 N 106-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области" врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием областных государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающим с ними членам их семей предоставляется право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением (статья 1 Закона).
В соответствии со статьёй 5 указанного закона финансирование расходов на меры социальной поддержки, установленных настоящим Законом, а также затрат на их предоставление осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области о бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.03 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При таких обстоятельствах, необоснованны выводы арбитражного суда первой инстанции и апелляционного суда о взыскании убытков за счёт средств муниципального образования, поскольку в предмет судебного исследования не был включён вопрос о финансировании Черемховского районного муниципального образования из федерального бюджета и достаточности денежных средств для возмещения указанных расходов; наличие собственных средств, предусмотренных в законе области о бюджете на соответствующий финансовый год.
Вместе с тем, возложение обязанности по финансированию соответствующих льгот на Российскую Федерацию за счет средств ее казны возможно лишь при установлении судом факта недостаточности выделенных из соответствующего бюджета денежных средств.
При этом суд кассационной инстанции обращает внимание судов на то, что назначением платежа в платёжных поручениях, принятых в качестве доказательств перечисления денежных средств в счёт компенсации предоставленных льгот апелляционной инстанцией, указаны иные обязательственные основания. В связи с чем они обоснованно не приняты арбитражным судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств перечисления сумм в возмещение понесённых расходов.
Выводы апелляционного суда о возможности проведения взаимозачета противоречат требованиям статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку зачет допускается лишь встречного требования. Черемховское районное муниципальное образование встречное требование не заявляло. Кроме того, МУП "Михайловское ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. В силу требований статей 63, 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 30 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 20 ноября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5196/07 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенные в настоящем постановлении обстоятельства, с учётом подлежащих применению норм материального права принять по делу законное и обоснованное решение, распределив между участвующими в деле лицами, расходы по уплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 20 ноября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5196/07 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
В.И. Кулаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.