г.Иркутск |
|
14 апреля 2008 г. |
N А74-1557/2007-ФО2-752 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Кулакова В.И., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства здравоохранения Республики Хакасия - Бурнаковой Л.А. (доверенность от 05.03.08), Кондаковой Г.А. (доверенность от 05.03.08), Министерства финансов и экономики Республики Хакасия - Боярского М.Г. (доверенность от 29.11.07), прокуратуры Республики Хакасия - Кузнецовой Н.В. (служебное удостоверение N 89527),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства здравоохранения Республики Хакасия, Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, закрытого акционерного общества "Агротех" на постановление от 10 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А74-1557/2007 (апелляционный суд: Кириллова Н.А., Гурова Т.С., Хасанова И.А.),
установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Министерству здравоохранения Республики Хакасия и обществу с ограниченной ответственностью "Караттрак" (далее - ООО "Караттрак") о признании недействительным государственного контракта на закупку и поставку продукции для государственных нужд Республики Хакасия от 31.01.2005 и применении последствий недействительности сделки - обязать ООО "Караттрак" вернуть Министерству здравоохранения Республики Хакасия денежные средства в сумме 11 626 555 рублей 50 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Агротех" (далее - ЗАО "Агротех"), Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 сентября 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2007 года решение суда первой инстанции отменено. Иск удовлетворён. Государственный контракт на закупку и поставку продукции для государственных нужд Республики Хакасия, заключенный 31.01.2005 Министерством здравоохранения Республики Хакасия и ООО "Караттрак", признан недействительным. Применены последствия недействительности ничтожной сделки путём взыскания с ООО "Караттрак" в пользу Министерства здравоохранения Республики Хакасия 11 626 555 рублей 50 копеек.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, Министерство здравоохранения Республики Хакасия, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, закрытое акционерное общество "Агротех" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый по делу судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Министерство здравоохранения Республики Хакасия не соглашается с постановлением апелляционного суда, считает выводы, изложенные в судебном акте, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Ни федеральное, ни республиканское законодательство не ограничивают возможность закупки продукции для государственных нужд внеконкурсным способом - у единственного источника в связи со срочной потребностью в продукции при условии согласования с уполномоченным республиканским органом исполнительной власти. Необоснованно применены положения статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нарушение норм процессуального права выразилось в необоснованном отказе в применении решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 августа 2005 года по делу N А74-2425/2005, являющегося для сторон преюдициальным.
Министерством финансов и экономики Республики Хакасия и ЗАО "Агротех" в своих кассационных жалобах изложены аналогичные доводы. Стороны также указывают на незаконность принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции.
Прокуратура Республики Хакасия в отзыве на кассационные жалобы доводы заявителей отклонила, указав на законность постановления Третьего арбитражного апелляционного суда.
Присутствующие в судебном заседании представители Министерства здравоохранения Республики Хакасия и Министерства финансов и экономики Республики Хакасия подтвердили доводы кассационных жалоб.
Представитель Прокуратуры Республики Хакасия возразил против доводов кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
ЗАО "Агротех" и ООО "Караттранк" о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемого постановления Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, ООО "Караттрак" обратилось к Министерству здравоохранения Республики Хакасия с предложением о заключении договора на поставку медицинского оборудования. В письме установлен срок предложения - до 01.02.2005.
Согласно условиям предложенного договора поставка оборудования осуществляется в течение 90 дней с момента подписания договора, оплата оборудования осуществляется с рассрочкой платежа на 60 месяцев.
28 января 2005 года Министром здравоохранения Республики Хакасия был издан приказ N 28 о создании комиссии по рассмотрению перечня медицинского оборудования, предлагаемого к поставке в республиканские учреждения здравоохранения в 2005 году, определен состав комиссии.
По результатам заседания комиссии от 28.01.2005 по рассмотрению перечня медицинского оборудования, предлагаемого к поставке в республиканские учреждения здравоохранения в 2005 году, принято решение рекомендовать подписать контракт с ООО "Караттрак" на поставку медицинского оборудования на сумму 56 926 555 рублей 50 копеек, поскольку предложение признано выгодным для лечебных учреждений как со стороны предложенной номенклатуры, так и с финансовой точки зрения.
Одновременно 27.01.2005 Министерством здравоохранения Республики Хакасия в Министерство финансов экономики Республики Хакасия направлено письмо с просьбой согласовать размещение заказа на поставку медицинского оборудования у единственного источника - ООО "Караттрак", в связи с ограниченной возможностью республиканского бюджета и острой необходимостью в приобретении медицинского оборудования для осуществления лечебного процесса в Республике Хакасия.
31 января 2005 года Министерством финансов и экономики Республики Хакасия письмом N 6/163-1-9 согласовало размещение заказа на закупку медицинского оборудования для осуществления лечебного процесса в республике за счёт средств республиканского бюджета у единственного источника - ООО "Караттрак" со ссылкой на пункт "г" части 10 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 N 63 "О государственном заказе Республики Хакасия".
31 января 2005 года между Министерством здравоохранения Республики Хакасия и ООО "Караттрак" заключен государственный контракт на закупку и поставку продукции для государственных нужд Республики Хакасия, в соответствии с условиями которого Министерством здравоохранения поручено, а ООО "Караттрак" принято на себя осуществление поставок для государственных нужд Республики Хакасия медицинского оборудования производства компании "Сименс АГ" (Германия) в соответствии со спецификацией и условиями, предусмотренными Приложением N 1 к государственному контракту.
Согласно Приложению N 1 к государственному контракту от 31.01.2005 предметом поставки указано 17 наименований медицинского оборудования на сумму 56 926 555 рублей 50 копеек.
Пунктом 4.2 государственного контракта предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется в течение 90 дней с момента подписания договора. Министерство здравоохранения Республики Хакасия в течении 60 дней с даты вступления в действие государственного контракта производит выплату ООО "Караттрак" аванс в размере 20% от стоимости продукции, поставляемой по государственному контракту, при этом 50% авансового платежа оплачивается в феврале 2005 года и 50% - в марте 2005 года (пункт 4.3 контракта).
Оплата оставшейся части средств в размере 80% стоимости государственного контракта осуществляется, начиная с 01.05.2005 с рассрочкой платежа на 60 месяцев (пункт 4.4. контракта).
Министерство здравоохранения Республики Хакасия свои обязательства по государственному контракту исполнило, перечислив на счёт ООО "Караттрак" 11 626 555 рублей 50 копеек. ООО "Караттрак" обязательство по поставке не исполнило, в связи с чем письмом от 30.05.2005 контракт был расторгнут.
31.05.2005 по договору уступки права требования Министерство здравоохранения Республики Хакасия уступило право требования к ООО "Караттрак" ЗАО "Агротех".
02.06.2005 по платёжному поручению N 248 от 31.05.2005 ООО "Агротех" перечислило на счёт Министерства здравоохранения Республики Хакасия 11 626 555 рублей 50 копеек. Министерство здравоохранения Республики Хакасия перечислило указанную сумму Министерству финансов и экономики Республики Хакасия платёжным поручением N 0629 от 02.06.2005.
Прокурор Республики Хакасия, полагая, что государственный контракт на закупку и поставку продукции для государственных нужд Республики Хакасия от 31.01.2005 является ничтожной сделкой, как противоречащей требованиям статей 34, 71, 72, 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктам 4, 5, 7, 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305, статьям 1, 2, 3, 4 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 N 63 "О государственном заказе Республики Хакасия", обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде возврата Министерству здравоохранения Республики Хакасия денежных средств в сумме 11 626 555 рублей 50 копеек.
Возражая против заявленных требований, ответчики по делу и представители третьих лиц, участвующих в деле, заявили о том, что закупка товаров для государственных нужд внеконкурсным способом предусмотрена законом Республики Хакасия. С учётом сложившейся ситуации с приобретением медицинского оборудования Министерство здравоохранения Республики Хакасия правомерно заключило государственный контракт с единственным источником - ООО "Караттрак".
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 августа 2005 года по делу N А74-2425/2005 по иску ЗАО "Агротех" к ООО "Караттрак" удовлетворены исковые требования в сумме 11 626 555 рублей 50 копеек на основании договора об уступке права требования от 31.05.2005. Удовлетворение исковых требований повлечёт повторное взыскание денежных средств с ООО "Караттрак" по тем же основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заключение подобной сделки не противоречит положениям бюджетного законодательства. Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 августа 2005 года по делу N А74-2425/2005 о взыскании с ООО "Караттрак" в пользу ЗАО "Агротех" 11 626 555 рублей 50 копеек признано преюдициальным при рассмотрении настоящего спора.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, посчитал невозможным применение статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что прокурор Республики Хакасия не участвовал в рассмотрении дела N А74-2425/2005. С учётом положений Закона Республики Хакасия "О государственном заказе Республики Хакасия" возможно проведение закупки продукции у единственного источника в указанных законом случаях. Закупка медицинского оборудования Министерством здравоохранения Республики Хакасия у ООО "Караттрак" не подпадает под указанные случаи.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами апелляционного суда.
Согласно преамбуле, пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" заказы на закупку товаров, работ и услуг (далее именуются - продукция) для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд, определяются настоящим Указом (абзац 1 пункта 3).
Подпунктом "в" пункта 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд предусмотрено, что заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом в следующих случаях:
а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;
в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;
г) при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, в случае если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.
25.11.2002 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 63 "О государственном заказе Республики Хакасия".
В соответствии со статьей 4 названного Закона Республики Хакасия заказы на закупку продукции для республиканских государственных нужд размещаются государственными заказчиками.
Пунктом 4 статьи 2 названного Закона Республики Хакасия предусмотрено, что способы закупок продукции для государственных нужд Республики Хакасия определяются действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Хакасия заказы на закупку продукции для республиканских государственных нужд размещаются конкурсными и внеконкурсными способами. Наиболее предпочтительным способом закупки при размещении заказов на закупку продукции для республиканских государственных нужд является открытый конкурс. Открытый конкурс проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 4). К внеконкурсным способам относятся способы запроса котировок и закупки у единственного источника (пункт 6 статьи 4).
Выводы судов первой и апелляционной инстанции о возможности проведения покупки для республиканских нужд внеконкурсным способом в виде закупок у единственного источника, является законным и основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Арбитражный суд первой инстанции дал полную и всестороннюю оценку обстоятельствам заключения государственного контракта с единственным источником. Данная оценка соответствует фактическим обстоятельствам дела и сложившейся ситуации в необходимости покупки медицинского оборудования, с учётом выгодного предложения поставщика.
Ссылки апелляционного суда на прогнозируемость в необходимости медицинского оборудования являются несостоятельными и противоречащими установленным по делу обстоятельствам, а именно перенесении сроков сдачи реконструированного медицинского онкологического центра.
Кроме того, учитывая выгодность предложения, при отсутствии других предложений, выводы суда о необходимости проведения конкурса, являются несостоятельными.
В соответствии со статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Прокурор Республики Хакасия, обращаясь на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим иском в арбитражный суд, не доказал нарушения прав Республики Хакасия, поскольку сумма аванса, выплаченная Министерством здравоохранения Республики Хакасия, была возвращена в бюджет республики ЗАО "Агротех" по договору уступки права требования.
При таких обстоятельствах постановление от 10 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 сентября 2007 года по делу N А74-1557/2007 оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 10 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 сентября 2007 года по делу N А74-1557/2007 оставить в силе.
Возвратить Министерству здравоохранения Республики Хакасия из средств федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 58 от 06.02.2008 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Возвратить Министерству финансов и экономики Республики Хакасия из средств федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 150 от 21.01.2008 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Агротех" из средств федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 76 от 11.02.2008 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Выдать справки.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
В.И. Кулаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.