г.Иркутск |
|
17 марта 2008 г. |
N А33-13318/2007- |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Смоляк Л.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Красноярскому краю на решение от 03 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13318/2007 (суд первой инстанции: Григорьева М.А.),
установил:
Сергеев Евгений Викторович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Чайка" (далее - ООО "Чайка"), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительными решения общего собрания учредителей ООО "Чайка", акта регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Левчук Романа Викторовича.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02.10.2007 требование заявителя о признании недействительным акта налоговой инспекции о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, выделено в отдельное производство (дело N А33-13318/2007).
Решением суда первой инстанции от 03 декабря 2007 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 03 декабря 2007 года не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа обществу в государственной регистрации, поскольку ООО "Чайка" при обращении за регистрацией изменений о смене руководителя представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации); представление в регистрирующий орган протокола общего собрания участников общества о смене его руководителя Законом о регистрации не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу Левчук Р.В. не соглашается с заявленными Сергеевым Е.В. требованиями, просит рассмотреть дело в его пользу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 29298 от 26.02.2008, N 29300 от 27.02.2008, телефонограмма от 14.03.2008), своих представителей в судебное заседание не направили.
Определение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, направленное в адрес ООО "Чайка", возвращено с отметкой органа связи с указанием "организация не существует", телеграмма не доставлена по причине отсутствия такой организации. Согласно пункту 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество считается извещенным надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 13 марта до 17 марта 2008 года до 11 часов 00 минут.
После перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.06.2004 в соответствии с учредительным договором между Сергеевым Е.В. и Левчуком Р.В. учреждено ООО "Чайка". Доля уставного капитала каждого из участников составляет 50% (по 5 000 рублей). Единоличным исполнительным органом общества является директор. Директором общества избран Сергеев Е.В.
06.07.2004 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица за государственным регистрационным номером 1042400562236.
17.11.2006 ООО "Чайка" обратилось в регистрирующий орган с заявлением вх. N 1466 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, подписанным Левчуком Р.В. как руководителем постоянно действующего исполнительного органа.
22.11.2006 по результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом принято решение N 1466 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Чайка", не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Сергеева Е.В. в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным решения налоговой инспекции от 22.11.2006 N 1466, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о смене руководителя подписано неуполномоченным лицом, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководителе ООО "Чайка".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В силу статей 32, 33, 40 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) высшим органом общества является общее собрание участников общества, к исключительной компетенции которого относится избрание исполнительных органов.
Из пунктов 7.2.5., 8.1., 8.3., 8.6., 8.7. Устава ООО "Чайка" (л.д.74, 76-77) следует, что к исключительной компетенции общего собрания относится, в том числе, избрание директора общества и досрочное прекращение его полномочий; директор общества является единоличным исполнительным органом общества, избирается сроком на пять лет, осуществляет текущее руководство деятельностью общества и действует от его имени без доверенности.
Из смысла статьи 5, пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации следует, что в случае изменения сведений, содержащихся в государственном реестре юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N 14001. Вносимые изменения должны соответствовать установленным требованиям и иметь достоверные сведения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Пунктом "а" части 1 статьи 23 Закона о регистрации предусмотрен отказ в государственной регистрации в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Таким образом, круг лиц, имеющих право обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, ограничен статьей 9 вышеназванного закона, в связи с чем регистрирующий орган, принимая документы при государственной регистрации, обязан удостовериться в подлинности полномочий лица, выступающего в качестве заявителя. В данном случае полномочия заявителя Левчука Р.В. могли быть подтверждены протоколом общего собрания участников общества, отвечающим требованиям Федерального закона N 14-ФЗ и Устава ООО "Чайка".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах регистрационного дела, директором ООО "Чайка" значится Сергеев Е.В., который назначен директором общества в соответствии с протоколом N 1 общего собрания участников ООО "Чайка" от 24.06.2004.
Заявление формы N Р14001 от 17.11.2006 вх. N 1466 подписано Левчуком Р.В. Между тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, к представленному в регистрирующий орган заявлению ООО "Чайка" от 17.11.2006 не был приложен протокол общего собрания участников общества, подтверждающий полномочия Левчука Р.В. в качестве директора общества. Названный протокол отсутствует и в материалах регистрационного дела, истребованного по запросу суда.
При таких обстоятельствах заявление от 17.11.2006, представленное в регистрирующий орган от имени ООО "Чайка" и подписанное лицом, полномочия которого не подтверждены, неправомерно расценено регистрирующим органом в качестве основания для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, поскольку вышеуказанное заявление не могло повлечь правовых последствий, предусмотренных Законом о регистрации в случае представления заявления по форме N Р14001.
При установленных по делу фактических обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководителе юридического лица.
На основании изложенного, а также в силу положений статьи 9 Закона о регистрации, устанавливающих определенный и ограниченный перечень уполномоченных лиц, имеющих право быть заявителями и удостоверять своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, довод налоговой инспекции о том, что Законом о регистрации не предусмотрено представление подтверждающих документов, в частности протокола собрания, в связи с чем регистрирующий орган не вправе требовать их предоставление, не может быть учтен судом кассационной инстанции.
Выводы суда по данному делу соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, получившим надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13318/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Смоляк |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.