г.Иркутск |
|
17 января 2008 г. |
N А19-25120/06-ФО2-9828/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Возрождение" - Козлова И.В., представителя Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области - Качкова В.Г. (доверенность N 08-35/59 от 09.01.08),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области на решение от 18 сентября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25120/06 в части взыскания с Иркутской области за счет казны Иркутской области 421 408 рублей 96 копеек и расходов по государственной пошлине в сумме 9 928 рублей 18 копеек, (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Возрождение" (далее - МУП "Возрождение") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 3 221 029 рублей 04 копеек за счёт казны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Иркутская область в лице департамента финансов Иркутской области и Чунское районное муниципальное образование в лице финансового управления администрации Чунского района.
До принятия по делу решения истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1 646 752 рубля 79 копеек убытков, а также с Иркутской области в лице департамента финансов Иркутской области за счёт казны Иркутской области 421 408 рублей 96 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Чунского муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2007 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации взыскано 1 646 752 рубля 79 копеек убытков. С Иркутской области за счёт казны Иркутской области взыскано 421 408 рублей 96 копеек убытков. В удовлетворении исковых требований к Чунскому районному муниципальному образованию отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции от 18 сентября 2007 года не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части взыскания с Иркутской области за счет казны Иркутской области 421 408 рублей 96 копеек и расходов по государственной пошлине в сумме 9 928 рублей 18 копеек, Иркутская область обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18 сентября 2007 года в этой части отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что финансирование из областного бюджета начисленных муниципальным образованием субсидий произведено в полном объеме. Задолженность образовалась в результате неправомерных действий органов местного самоуправления Чунского района. Судом не дана оценка имеющимся в материалах дела акту сверки по состоянию на 22 декабря 2006 года, платежному поручению от 26 декабря 2006 года N 1601 о перечислении истцу 212 787 рублей 75 копеек. Указанные доказательства свидетельствуют о том, что сумма задолженности составляет 368 629 рублей 99 копеек.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Конкурсный управляющий МУП "Возрождение" возразил против доводов кассационной жалобы, указав на их необоснованность.
Иные лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного заседания извещались в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права при принятии решения от 18 сентября 2007 года в обжалуемой части, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.
Из искового заявления следует, что предметом иска является взыскание убытков, основанием - предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и неполная компенсация возникших в связи с этим расходов истца Российской Федерацией, Иркутской областью. Правовым основанием иска являются статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 15.2, 15.4 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг. Вместе с тем государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Так, из содержания статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" следует, что проживающие в общежитиях граждане имеют право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
В соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядком предоставления субсидий гражданам. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено, что истец, следуя предписанию закона, в 2003-2005 годах уменьшил размер оплаты жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам, проживающим в Чунском районе.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца, в связи с чем сумма неполученных МУП "Возрождение" выпадающих доходов за спорный период составила 2 068 161 рубль 75 копеек, в том числе Иркутской областью 421 408 рублей 96 копеек.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, расходы истца, понесенные в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, обоснованно квалифицированы судом первой инстанции как убытки.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Законом Иркутской области от 05.05.03 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии со статьёй 6 Закона Иркутской области от 05.05.03 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством
Вместе с тем Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищного помещения и коммунальных услуг за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Судом первой инстанции установлено, что выделенных из областного бюджета денежных средств оказалось недостаточно для покрытия расходов по предоставлению в 2003 - 2005 годах субсидий в виде уменьшения размера оплаты жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам, проживающим в Чунском районе.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что убытки должны возмещаться за счёт средств бюджета Иркутской области в сумме 421 408 рублей 96 копеек является обоснованным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что задолженность образовалась по вине органов местного самоуправлении Чунского района, не принимается, поскольку не доказано нецелевое использование выделенных для финансирования субсидий денежных средств.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что убытки причинены в меньшем размере, не подтверждается материалами дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 18 сентября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25120/06 в части взыскания с Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу истца 421 408 рублей 96 копеек и расходов по государственной пошлине в сумме 9 928 рублей 18 копеек основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению в этой части без изменения.
Заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, которая подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 сентября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25120/06 в части взыскания с Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу МУП "Возрождение" 421 408 рублей 96 копеек и расходов по государственной пошлине в сумме 9 928 рублей 18 копеек оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Иркутской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей. Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
В.И. Кулаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.