г.Иркутск |
|
11 сентября 2008 г. |
N А10-1420/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Орлова А.В., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия - Кобуновой Н.А. (доверенность от 03.09.2008),
Администрации г. Улан-Удэ - Дандаровой А.А. (доверенность от 07.03.2008 N 15),
Федерального бюджетного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" - Коновой К.Ю. (доверенность от 07.03.2008 N 15),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия, Федерального бюджетного учреждения "Улан-Уденская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" решение от 25 июня 2007 Арбитражного суда Республики Бурятия, на постановление от 26 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-1420/07 (суд первой инстанции: Рабдаева Л.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В, Григорьева И.Ю.),
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия) о признании недействительным распоряжения от 01.03.2007 N 077-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, в собственность Городского округа "Город Улан-Удэ".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Федерального бюджетного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (далее - ФГУ "Улан-Удэнская воспитательная колония").
Решением от 25 июня 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 17 сентября 2007года Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение суда от 25 июня 2007 отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 18 декабря 2007 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановление апелляционного суда от 17 сентября 2007 года оставлено без изменения.
Администрация г. Улан-Удэ обратилась с заявлением о пересмотре но вновь открывшимся обстоятельствам постановления от 17 сентября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда.
Постановлением от 04 апреля 2008 года заявление администрации г. Улан -Удэ о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления от 17 сентября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда удовлетворено. Постановление от 17 сентября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда отменено.
Постановлением от 26 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение суда от 25 июня 2007 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах и в дополнении к ним ФГУ "Улан-Удэнская воспитательная колония", ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия ставят вопрос о проверке законности постановления апелляционного суда по основаниям неправильного применения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). Заявители кассационных жалоб считают, что передаваемое имущество (жилой дом) не может находиться в силу статьи 153 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности и Администрация г. Улан-Удэ обязана принять имущество в муниципальную собственность.
Представители ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия, ФГУ "Улан-Удэнская воспитательная колония" поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ считает судебные акты законными.
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 11.09.2008. После перерыва стороны не присутствуют.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб, дополнения к жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как следует из материалов дела, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия издало распоряжение от 01.03.2007 N 077-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в собственность Городского округа "Город Улан-Удэ". Согласно указанному распоряжению в собственность муниципального образования передан жилой дом, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4 "а".
Администрации г. Улан-Удэ, полагая, что распоряжение от 01.03.2007 N 077-р вынесено ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия с нарушением предусмотренных законодательством Российской Федерации условий передачи имущества, обратилась в суд с заявлением о признании распоряжения недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия издало спорное распоряжение без согласия Администрации г. Улан-Удэ на принятие имущества из федеральной собственности.
Оспариваемым распоряжением без согласования и учёта мнения Администрации г. Улан-Удэ из федеральной собственности в собственность муниципальную передавалось имущество - жилой дом.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным распоряжение от 01.03.2007 N 077-р, правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в определённых случаях в муниципальную собственность. Порядок передачи такого имущества определён пунктом 11 статьи 154 названного Закона.
Согласно установленному порядку органы местного самоуправления направляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения в публичной собственности имущества предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учёт позиции органов местного самоуправления и в том числе, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (Постановление и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, от 07.12.2006 N542-О).
Из материалов дела видно, что спорное распоряжение о передаче имущества (жилого дома) из федеральной собственности в муниципальную собственность было принято ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия без согласования и учёта мнения Администрации г. Улан - Удэ, то есть без учёта волеизъявления органа местного самоуправления.
Суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия в нарушение действующих норм права издало распоряжение от 01.03.2007 N 077-р о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что в силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ передаваемое оспариваемым распоряжением имущество не может находиться в федеральной собственности и Администрация г. Улан-Удэ не может отказаться от принятия имущества, проверен, однако учтён быть не может.
Положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учёта волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Кроме того, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия в дополнении к кассационной жалобе указывает, что Определение Конституционного Суда от 04.12.2007 N 828-О-П не могло применяться судом, поскольку спорное распоряжение было принято в марте 2007 года.
Данный довод учтён быть не может, поскольку при принятии решения судом в июне 2007 года суд исходил из выявленного им правового смысла Закона N 122-ФЗ.
С учётом изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на постановление арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Федеральному бюджетному учреждению "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" по её ходатайству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с Федерального бюджетного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 июня 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 26 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-1420/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.В. Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.