г.Иркутск |
|
13 декабря 2007 г. |
N А19-7310/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Администрации г. Иркутска - Нефёдовой Е.А. (доверенность от 13.02.2007 N 059-72-108/7),
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области - Данчиковой Е.Б. (доверенность от 22.11.2007 N НД-11/7354), Ишигилова И.Л. (доверенность от 22.11.2007 N НД-11/7355),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Иркутска на постановление от 07 сентября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-7310/07-23 (суд первой инстанции: Архипенко А.А., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Григорьева И.Ю., Рылов Д.Н.),
установил:
Администрация г. Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее - Управление Федерального агентства) от 05.02.2007 N 61-и "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Иркутской квартирно-эксплуатационной частью (района), в собственность муниципального образования города Иркутска".
Решением суда первой инстанции от 20 июня 2007 года заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 07 сентября 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции от 20 июня 2007 года отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении требования администрации г. Иркутска о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от 05.02.2007 N 61-и отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Иркутска ставит вопрос о проверке законности постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда по основаниям неправильного применения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации г. Иркутска поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области считают постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, представлен отзыв.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела, 05.02.2007 распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области N 61-и прекращено право оперативного управления Иркутской квартирно-эксплуатационной части (района) на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению. Данное имущество передано в собственность муниципального образования г. Иркутска. Управление Федерального агентства распоряжением от 05.02.2007 N 61-и обязало Администрацию г. Иркутска представить ему на утверждение подписанный акт приёма-передачи имущества в течении трёх недель с момента издания названного распоряжения.
Считая, что распоряжение от 05.02.2007 N 61-и не соответствует требованиям Федерального закона N 122-ФЗ, нарушает охраняемые законом права и интересы муниципального образования г. Иркутска, Администрация г. Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании данного распоряжения недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование Администрации г. Иркутска.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, исходил из того, что объекты жилого фонда передаются в муниципальную собственность независимо от того, на чьём балансе они находятся (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1). В федеральной собственности не могут находиться жилые дома, используемые для проживания граждан, и Администрация г. Иркутска как орган местного самоуправления обязана была принять имущество, передаваемое из федеральной собственности ( Федеральный закон от 22.08.2004 N 122- ФЗ).
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в определённых случаях в муниципальную собственность. Порядок передачи такого имущества определён пунктом 11 статьи 154 названного Закона.
Согласно установленному порядку органы местного самоуправления направляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включённое в утверждённые перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для принятия федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную необходимо подготовить документы, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Согласно пункту 1 названного Постановления необходимо представить следующие документы:
- выписку из реестра федерального имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
- документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
- согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
- заверенную в установленном порядке копию устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
- справку организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;
- кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
- документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;
- документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
- согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Судом первой инстанции установлено нарушение порядка передачи имущества, а именно:
- администрация г. Иркутска не направляла федеральному органу исполнительной власти (в данном случае Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области) предложение о передаче имущества;
- на день принятия решения от 05.02.2007 N 61-и не был представлен пакет необходимых документов, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. Названное также усматривается из преамбулы распоряжения от 05.02.2007 N 61 -и, не содержащей ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие пердачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом.
В суд первой инстанции Управлением Федерального агентства не были представлены доказательства наличия необходимого на момент принятия оспариваемого решения перечня документов.
Управление Федерального агентства направило с апелляционной жалобой пакет документов, однако оценку на полноту и соответствие пакета документов Постановлению N 374 суд апелляционной инстанции не давал.
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признаёт эти причины уважительными. Как видно из постановления апелляционной инстанции, Четвёртый арбитражный апелляционный суд не выяснял, почему дополнительные доказательства не были представлены в суд первой инстанции, а также являются ли причины не представления дополнительных доказательств уважительными.
Пункт 4 распоряжения от 05.02.2007 N 61-и о представлении Администрацией г. Иркутска в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области подписанного акта приёма-передачи имущества, указанного в приложении к распоряжению, в течении трёх недель с момента издания распоряжения также правильно признан судом первой инстанции недействительным. Решение о передаче имущества является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в соответствующие перечни. В отсутствие требуемого пакета документов названное в приложении к распоряжению N 61-и имущество нельзя признать содержащим индивидуализирующие это имущество характеристики.
Довод Управления Федерального агентства, изложенный в отзыве на кассационную жалобу, о том, что в данном случае предложения органа местного самоуправления не было и инициатива в передаче имущества в муниципальную собственность исходила от передающей стороны, проверен. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную, устанавливается Правительством Российской Федерации. Управлением Федерального агентства не доказано, что в случае инициативы передающей стороны, что имело место в данном случае, представление такого пакета документов не носит обязательного характера.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что распоряжение от 05.02.2007 N 61-и не соответствует Федеральному закону N 122-ФЗ. Распоряжение нарушает права и законные интересы Администрации г. Иркутска, поскольку незаконно возлагает на неё обязанности по принятию и содержанию имущества, не индивидуализированного на момент принятия этого распоряжения необходимым пакетом документов.
При таких условиях, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2007 года по делу N А19-7310/07 -23 отменить. Оставить в силе решение от 20 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению N 5 от 01.11.2007, за рассмотрение кассационной жалобы в пользу Администрации г. Иркутска. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.