г. Иркутск |
|
23 апреля 2008 г. |
N А33-10332/2007-Ф02-1056/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,
стороны участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска на решение от 8 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 17 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10332/2007 (суд первой инстанции - Петракевич Л.О., суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Демидова Н.М., Дунаева Л.А.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иона-плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска (далее- инспекция) о признании незаконным решения N 21 от 16.05.2007 в части признания необоснованной ставки 0 процентов в размере 454 901 рубль, признания необоснованным предъявления к возмещению 2 091 827 рублей налога на добавленную стоимость, отказа в возмещении 2 091 827 рублей налога на добавленную стоимость.
Решением от 8 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены частично. Решение N 21 от 16.05.2007 признано незаконным в части: признания необоснованной ставки 0 процентов по налоговой декларации за декабрь 2006 года при реализации товаров, налоговая база по которым составила 454 901 рубль; признания необоснованным предъявления к возмещению 1896334 рублей 10 копеек налога на добавленную стоимость; отказа в возмещении 1896334 рублей 10 копеек налога на добавленную стоимость. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 17 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
По мнению заявителя, вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в том налоговой периоде, когда с учетом оплаты и принятия к учету товара счет-фактура зарегистрирована в книге покупок. Отсутствие регистрации счетов-фактур в книге покупок за декабрь 2006 года лишает налогоплательщика права заявлять налоговые вычеты в спорном размере.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2006 года, по результатам которой вынесла решение N 21 от 16.05.2007, которым в том числе, признано необоснованное применение ставки 0 процентов в размере 454 901 рубль, необоснованное предъявление к возмещению 2 091 827 рублей налога на добавленную стоимость и отказано в возмещении 2 091 827 рублей налога на добавленную стоимость.
Считая решение инспекции в указанной части незаконным, общество обратилось в суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования общества, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской-Федерации вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок возмещения налога на добавленную стоимость, в соответствии с пунктом 1 которой в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи также установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение по которым производится по налоговой ставке 0 процентов, подлежат возмещению путем (зачета) возврата на основании отдельной декларации, установленной пунктом 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Основанием отказа в признании обоснованным применения налоговой ставки 0 процентов послужило непредставление обществом дополнения N 3 к контракту Т-108-07 от 27.10.2005, заключенному с Торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Тянь Жень".
Пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007) предусмотрено, что по окончании камеральной налоговой проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представиелем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
В силу статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания и вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о.дате его получения указанным лицом (его представителем).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для представления возражений по акту налоговой проверки.
Арбитражным судом установлено, акт камеральной налоговой проверки N 44 составлен инспекцией 17.04.2007, направлен в адрес общества по почте заказной корреспонденцией и получен обществом 26.04.2007.
При этом, требованием N 21098 от 29.03.2007 обществу предлагалось представить в инспекцию дополнение N 3 от 03.05.2006 к контракту N Т-108-07 от 27.10.2005, заключенному с Торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Тянь жень", для подтверждения налоговой базы в сумме 454 901 рублей. Согласно оттиску почтового штемпеля на конверте указанное требование было направлено в адрес общества 26.04.2007, то есть после составления акта по результатам камеральной налоговой проверки, и получено обществом 02.05.2007.
Почтовой квитанцией N 00141 и описью вложения в заказное письмо подтверждается факт направления обществом дополнения N 3 от 03.05.2006 в налоговый орган 15.05.2007, то есть до истечения срока на представление возражений по акту проверки.
Следовательно, пятнадцатидневный срок на представление обществом возражений на акт камеральной налоговой проверки, обосновывающих возражения документов, и десятидневный срок для принятия решения налоговой инспекцией истекает 21.05.2007. Решение принято налоговым органом 16.05.2007, то есть до истечения срока на представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки.
Таким образом, оспариваемое решение вынесено инспекцией без учета возражений заявителя и представленных им документов с нарушением установленного порядка.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении заявителем в установленном порядке налоговой базы по ставке 0 процентов в сумме 454 901 рублей.
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии регистрации счетов-фактур в книге покупок за декабрь 2006 года, правильно оценены судами. Спорные счета - фактуры зарегистрированы в журнале учета полученных счетов-фактур и отражены книге покупок в период их выставления - августе и октябре 2006 года, как этого требует действующее налоговое законодательство.
При осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта уплаченные поставщиками этих товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Условия применения налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, из анализа положений статей 169-172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ), действующих с 01.01.2006, следует, что право на применение налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость возникает при соблюдении им следующих условий: факт предъявления НДС (а в отдельных случаях факт уплаты НДС или оплаты товаров (работ, услуг)); наличие надлежащим образом составленного счета-фактуры, в котором сумма налога выделена отдельной графой; приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; принятие приобретенных товаров (работ, услуг) к учету.
При соблюдении указанных выше условий налогоплательщик вправе принять к вычету, то есть уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг).
При реализации товара на экспорт порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов регламентирован статьей 165 Налогового кодекса РФ, устанавливающей, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 5-7 статьи 164 настоящего Кодекса, представляются соответствующие документы.
Из анализа статей 165, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право на применение налогоплательщиком вычета по налогу на добавленную стоимость при реализации товара на экспорт возникает при соблюдении им общих условий, указанных выше, а также при представлении в налоговый орган дополнительных документов, подтверждающих реализацию товара на экспорт.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, обществом соблюдены все условия для применения вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 593 187 рублей 54 копейки, в том числе, обществом подтвержден факт реализации товара на экспорт соответствующими документами; представлены счета-фактуры, выставленные ФГУ "Всероссийский центр карантина растений", ООО "Технохим", ОПТУ "Дорожная служба Иркутской области", индивидуальным предпринимателем Володченко А.В., ООО "Эдванс", отраженные в книге покупок за сентябрь 2006 года, а также договоры и акты об оказании услуг, товарные накладные, платежные поручения.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Государственная пошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в кассационной инстанции, в уплате которой налоговой инспекции была предоставлена отсрочка, на основании статей 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" подлежит взысканию с налоговой инспекции в доход Федерального бюджета Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании данного постановления подлежит выдаче Арбитражным судом Красноярского края.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 17 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10332/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска государственную пошлину в размере 1000 рублей в доход бюджета Российской Федерации.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М.Юдина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.