г. Иркутск |
|
23 июня 2008 г. |
Дело N А19-16029/07-36 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Иркутской области Михеева Г.И. (доверенность от 10.01.2008 N 2) и общества с ограниченной ответственностью "Колос" Гольянова Р.А. (доверенность от 09.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Иркутской области на решение от 21 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16029/07-36 (суд первой инстанции - Самойлова О.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 18.10.2007 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения и зарегистрировать в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об обществе, связанные с внесением изменений в учредительные документы; взыскании с регистрирующего органа расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предметы спора, привлечены: Назимов Александр Николаевич, Солдаткин Николай Иванович, Давыдова Лидия Николаевна, Мутина Зинаида Михайловна, Севостьянова Екатерина Михайловна, Горовой Василий Давыдович, Дахинова Альбина Николаевна, Юломанова Наталья Константиновна, Войтович Петр Васильевич, Горовой Иван Ильич, Дахинов Александр Романович.
Решением от 21 января 2008 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции от 18.10.2007 признано незаконным; на налоговую инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения и зарегистрировать в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об обществе, связанные с внесением изменений в учредительные документы; с налоговой инспекции взысканы в пользу заявителя судебные издержки в размере 10 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отказ в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является обоснованным, поскольку обществом при подаче заявления о регистрации не представлен полный перечень документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Налоговая инспекция не согласна также с решением суда в части взыскания с нее в пользу общества судебных расходов, считая их необоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество указывает на несостоятельность ее доводов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель общества против доводов жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.05.2005, о чем налоговой инспекцией выдано свидетельство серии 85 N 000034777.
Решением единственного участника Назимова А.Н. утвержден устав общества в новой редакции, в связи с чем 11.10.2007 в регистрирующий орган были представлены документы для внесения изменений, вносимых в учредительные документы.
По результатам рассмотрения документов, представленных обществом для государственной регистрации изменения, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрирующим органом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для вынесения указанного решения налоговая инспекция указала на то, что обществом представлено единоличное решение о внесений изменений в учредительные документы, а также новая редакция Устава общества, утвержденного решением единственного участника, в связи с чем посчитала, что обществом не представлены необходимые документы.
Заявитель, полагая указанное решение нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта незаконным.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, исходил из того, что обществом были выполнены требования пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно представлены определенные данным Законом документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае, в том числе, непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1 статьи 5 Закона о регистрации установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица. Согласно пункту 5 данной статьи юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Из содержания пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждена форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица".
Согласно пункту 4 указанного постановления методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, утвержденных настоящим постановлением, разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, принятым на основании пункта 4 указанного выше постановления, утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. В разделе 4 данного нормативного акта регулируется порядок заполнения Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и разъясняется, что заявление формы N Р13001 заполняется юридическим лицом, в том числе, при изменении состава участников общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. В этом случае знаком "V" отмечается пункт 2.7 раздела 2 "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов".
Согласно вышеуказанным нормам закона для государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменениях иных положений учредительных документов представляется заявление по форме N Р13001.
Статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа служит непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, представленных обществом и заполненных в заявлении формы N Р14001, налоговая инспекция указала, что решение о внесении изменений в учредительные документы оформлено в виде решения единственного участника общества Назимова А.Н., при том, что при создании юридического лица - ООО "Колос" - было 11 учредителей - физических лиц, а распорядительный документ, подтверждающий выход участников общества не представлен.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" каждый учредитель должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" доля участника общества, который при учреждении общества не внес в срок свой вклад в уставный капитал общества в полном размере, переходит к обществу.
Статьей 24 указанного Закона доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества либо продана всем или некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам и полностью оплачена. Нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного капитала общества. Документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в учредительных документах общества, а в случае продажи доли также документы, подтверждающие оплату проданной обществом доли, должны быть представлены органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в течение одного месяца со дня принятия решения об утверждении итогов оплаты долей участниками общества и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества. Указанные изменения в учредительных документах общества приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Поскольку физические лица - Солдаткин Николай Иванович, Давыдова Лидия Николаевна, Мутина Зинаида Михайловна, Севостьянова Екатерина Михайловна, Горовой Василий Владимирович, Дахинова Альбина Николаевна, Юломанова Наталья Константиновна, Войтович Петр Васильевич, Горовой Иван Ильич, Дахинов Александр Романович, которые на момент создания общества являлись его учредителями, не представили доказательства оплаты ими своих вкладов в уставном капитале общества, суд пришел к выводу, что на момент принятия решения о внесении изменений в учредительные документы общества названные лица перестали быть участниками общества.
Указанный вывод суда соответствует вышеизложенным нормам права и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, единственным участником, оплатившим вклад в уставном капитале общества, является Назимов Александр Николаевич, который на основании решения о переходе доли от 10.11.2007, согласно которому неоплаченные доли перешли к обществу, после распределения доли, принадлежащей обществу, и оплаты ее Назимовым А.Н. стал единственным участником ООО "Колос".
Статьей 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" к исключительной компетенции общего собрания участников общества отнесено изменение устава общества, в том числе, изменение размера уставного капитала общества.
Согласно статье 39 данного закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 настоящего Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о неправомерности отказа налоговой инспекции в государственной регистрации, поскольку заявителем соблюдены требования Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и представлены все необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 17 указанного закона.
Принимая во внимание изложенное, судебный акт в указанной части является обоснованным, принят на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем изменению или отмене не подлежит.
Вместе с тем, довод кассационной жалобы налоговой инспекции о неправомерности взыскания в пользу общества расходов по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей подлежит удовлетворению.
В материалы дела обществом представлено соглашение от 20.10.2007 N 2 об оказании правовой помощи, в соответствии с которым предметом соглашения является подготовка необходимых претензионных и процессуальных документов и представление интересов Клиента в Арбитражном суде Иркутской области при предъявлении заявления о признании незаконным полностью решения от 18.10.2007 налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Вместе с тем в материалы дела представлена копия платежного поручения N28 от 31.10.2007 об оплате обществом адвокату Морозову С.Е. с назначением платежа "оплата по соглашению N1 от 20.10.2007 за правовую помощь".
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание законности решения от 18.10.2007 налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Соглашение об оказании правовой помощи по настоящему делу заявителем не представлено.
При рассмотрении данного вопроса судом указанные обстоятельства не исследованы, выводы суда об обоснованности понесенных обществом судебных издержек на оплату услуг представителя не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оценка отсутствию в материалах дела соответствующих подтверждающих документов судом не дана.
Исходя из положений части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с налоговой инспекции в пользу общества судебных издержек в сумме 10 000 рублей подлежит отмене, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21 января 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16029/07-36 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колос" судебных издержек в сумме 10 000 рублей отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.